YouTube-революция изменила жизнь Интернет-пользователей, СМИ и всего гражданского общества. О том, какие новые инструменты принесла "эпоха видеоактивизма" и как ими пользоваться, на конеференции «iWeekend: новые технологии для гражданского общества» говорил продюсер сайта NewTimes.ru Олег Козырев.
Олег Козырев
Продюсер сайта NewTimes.ru
эксперт в области социальных сетей и интернет-телевидения
сценарист, копирайтер, писатель
Блогер, входящий в топ-30 по версии Яндекса.
До эпохи YouTube СМИ диктовали как объем выдаваемой информации, так и содержание каждой новости. Это часто приводило к смещению акцентов. Позиция организаторов события и его непосредственных участников доходила до аудитории только через посредника.
А потом произошла YouTube-революция.
Они дала зрителю/слушателю/читателю возможность прямой коммуникации с происходящим. Все посредники, по сути, исчезли. Почему? Потому что теперь на видеохостинг можно полностью выложить запись любого события. И любой желающий может стать его участником. В качестве примера: я вел видеосъемку одного из первых «Антипризывных маршей». И вывесил все выступления в Интернет. Мы получили около пятисот просмотров. Примерно столько же участников было на самом марше. То есть аудитория марша увеличилась где-то в два раза.
Более того, теперь люди могут оказывать реальное влияние на то, что происходит «наверху». Здесь примером может быть «заслуженная пуля» сербского премьера. Эта история вызвала настоящий скандал в блогах. И Дмитрий Медведев был вынужден извиняться перед сербским правительством.
Речь идет об эфире телеканала "Россия" 21 февраля 2008 года.
Выпуск программы «Вести плюс» был посвящен событиям в Белграде (сербы митинговали против отделения Косово). В прямом эфире ведущий Константин Семин комментировал происходящее. И затронул историю убийства премьер-министра Сербии Зорана Джинджича. Точная цитата: «Сегодня жители Белграда, наверняка, вспомнили другие митинги. Вспомнили, как бесновалась толпа, свергавшая старика Милошевича. Те же самые, между прочим, футбольные фанаты. Как обалдевшая от либеральных обещаний страна плачем провожала на тот свет западную марионетку Зорана Джинджича - человека, развалившего легендарную сербскую армию и спецслужбы, продававшего в Гаагу героев сербского сопротивления за абстрактную экономическую помощь и получившего за это заслуженную пулю".
Эфир спровоцировал скандал. Во многом он разгорелся и засчет Интернета.
Олег Козырев выложил это видео на YouTube. Его активно тиражировали. В российском сегменте livejournal.com начался сбор подписей за увольнение Семина с телеканала.
Посольство Сербии в России потребовало объяснений от руководства ВГТРК. Сербские дипломаты хотели знать, отражает ли комментарий Семина позицию государственного телеканала либо представляет собой самодеятельность журналиста и, естественно, ожидали извинений.
Произошло это незадолго до визита вице-премьера Дмитрия Медведева в Сербию. Он извинился перед правительством Сербии. Извинения были приняты.
(прим. - "Радиопортал")
Видеоактивность блогеров повлияла и на формат публичных акций. Стало ясно, что внимание блогеров привлекают не только (и даже не столько) хорошие выступления, но и плохие. А тираж плохих выступлений – идеальная антиреклама. Поэтому стало особенно важно проводить тщательную модерацию выступающих. И следить за внешним видом акций в целом.
В качестве совета организаторам могу сказать: акция, которая идет дольше 60 минут – это зло. Потому что на кассету можно записать ровно час и ни минутой больше. Если запланировано долгое событие, его лучше делить на блоки.
Вобще, запись становится все более важной составляющей информационного пространства. Меняются правила игры. Если раньше было правило «не сказали в СМИ – не было события», то теперь можно сказать «нет видео – нет события».
Таким образом, у видеоактивиста в руках очень мощные орудия:
1. Полная версия события (такое вряд ли будет у СМИ)
2. Видеодокумент (видео можно использовать как доказательство в суде)
3. Агитация
4. Видеоколонки, мнения, обращения напрямую к зрителям
Кстати, по поводу видеобращений. Этот жанр стал популярен в последнее время. Как донести суть послания до адресата и добиться цели? Во-первых, нужно быть неанонимным, потому что так другим пользователям просто легче будет дальше распространять видео. Второе. Видео должно содержать суть. Нужно выразить мысль точно и четко. Если есть какие-то документы – нужно их приложить к видео. И грамотно формулировать мысли. Дальше требуется раскрутка. Лучше всего выкладывать видео на YouTube, чтобы другие могли копировать его и вставлять в свои блоги. Лучше всего обращаться к популярным блогерам. Если тема интересная, они отреагируют и помогут продвинуться. Желательно оставлять контакты (например, в описании). Это нужно, чтобы у СМИ была возможность обратиться к автору и уточнить детали, если их заинтересует история.
Хочется также отметить перспективы развития так называемого «видеоактивизма»:
1. Доступ к качественной технике
2. Развитие прямых эфиров с мест событий
3. Независимые телеканалы
4. Видео как видеоатдвокат
Как меняется (или должна меняться) работа средств массовой информации в условиях процветания "видеоактивизма", Олег Козырев сказал в комментарии "Радиопорталу".
- Как вести себя СМИ в условиях такой активности блогеров, интернет-пользователей, чтобы не терять аудиторию и не терять свою роль?
Мне кажется, СМИ должны становиться таким порталом полных версий событий. Например: СМИ выдает короткую информацию о новости, например, видеосюжет. Но на этом же СМИ можно найти и полную версию события. Или стенограмму события. Можно скачать в какой-то форме. Это раз.
Второе. Видеоблогеров нужно рассматривать как потенциальных своих репортеров. То есть создать такую сеть агентов своих, которых можно во время интересного события, подключать к себе.
И, конечно, я думаю, если речь идет о видео, то со временем, будет ситуация, когда есть телеканал, вещающий, например, в Интернете, - собственно СМИ. И этот телеканал должен уметь подключать прямые эфиры обычных виедоблогеров, если, вдруг они оказались в каком-то инетересном событии. То есть нужно готовиться к этому, создавать такие механизмы, когда прямые эфиры сторонних пользователей могут попадать в прямой эфир СМИ.
- Не теряет ли тогда свое значение профессионализм в сфере доставки информации?
Как раз нет. Роль профессионалов будет расти. Просто профессионалы должны уметь выбирать эту информацию с помощью блогеров. Лучше находить очевидцев событий. И в принципе рекрутировать лучших из блогеров в свои ряды. Ведь профессионалы откуда берутся? – Они когда-то были непрофессионалами. Блогеры – это такое бесплатное кадровое агентство для любого СМИ. Надо просто умело им воспользоваться.
По материалам выступления Олега Козырева на конференции «iWeekend: новые технологии для гражданского общества» (23.10.2010)