В рамках конференции «iWeekend: новые технологии для гражданского общества» главный редактор медиа корпорации «RIA» Ольга Юркова представила модель перехода от традиционного СМИ к мультимедийному продукту на примере собственного опыта работы в газете «20 минут».
Газета «20 минут» («20 хвилин»)
Выпускается в городе Тернополь (Западная Украина)с 2006 года.
Изначально была ежедневной газетой, теперь выходит трижды в неделю
Слоган: «Удовольствие от свежих новостей»
Самая читаемая газета Тернополя (по данным TNS-Украина)
Последние годы «20 хвилин» – мультимедийный бренд
Газета «20 минут» создает исключительно гиперлокальный контент. Очевидно, что федеральные новости читатели получают из других источников. Нет смысла с ними состязаться. Поэтому мы сосредоточены только на городских новостях и проблемах. Но зато все новости города мы рассказываем первыми. У нас есть правило: если что-то произошло, все жители Тернополя должны узнать это от нас в течение получаса. И обсуждать это на сайте нашей газеты.
То есть в случае какого-то происшествия наш журналист еще с места события надиктовывает информацию. После чего оперативно добираются официальные комментарии, выясняются дополнительные данные. Потом журналист привозит видео и фото с места события и обновляет новость на сайте.
В результате мы имеем приблизительно такие цифры:
230 тысяч человек – население города.
79 тысяч человек – аудитория одного номера газеты «20 минут».
11 тысяч – ежедневных оригинальных заходов на сайт газеты «20 минут».
Еще 4 года назад создавалось впечатление, что сайт посещает человек пять. И комментарии были из серии «Ой, Наташа, ты что-то написала? Молодец!». Теперь Интернет-версия нашей газеты – самый читаемый новостной сайт Тернополя.
Чтобы раскрутить сайт, мы применяли довольно простые правила (во многом они заимствованы из опыта европейских СМИ).
Во-первых, мы ввели обязательные ссылки на сайт в печатной версии газеты. Их количество было строго регламентировано:
2 ссылки «Смотрите видео на сайте»
3 ссылки «Больше фото на сайте»
2 ссылки на «Библиотеку на сайте» (например, если публикация о новом законе, ссылка поведет на полную версию закона)
5 приглашений «Обсуждать на сайте»
Во-вторых, мы проводим на сайте опросы, а после размещаем в газете их результаты; предлагаем обсудить на сайте темы, на которые собираемся писать, чтобы читатели подсказали нам ракурс, проблему. Таким образом, сайт и газета активно взаимодействуют.
Далее. Очень важно общение журналистов с читателями.
На сайте у нас, естественно, есть страничка интерактива. Есть также рубрика «Новость читателя» – любой желающий может сам «залить» новость на сайт (конечно, перед публикацией ее просматривает модератор).
Особенное внимание мы уделяем комментариям. При этом они могут повлиять на содержание публикации в газете. Дело в том, что все статьи мы еще до выхода тиража вывешиваем на сайте. Так что если читатель успел заметить интересную деталь, подал хорошую идею, то еще до публикации мы можем материал подкорректировать со ссылкой на нашего читателя. При этом все комментарии автоматически приходят журналистам на почту, и они обязаны ответить на все. Личные встречи и общение тоже бывают полезны. В качестве примера можно привести «Мобильную редакцию».
AUDIO – что такое мобильная редакция.
Очень популярна и такая наша «фишка» как «Эксперименты и провокации»: корреспонденты выходят «в поле» и пытаются разобраться в конкретной проблеме практически в режиме онлайн (все фото, видео, аудио и текст с их непосредственными наблюдениями оперативно появляются на сайте). Два наглядных примера:
AUDIO - Пример 1. Когда в конце концов получили результат.
AUDIO - Пример 2. Когда в конце концов получили милиционеры.
Еще мы устраиваем прямое общение читателей с местными чиновниками - чаты. Первый чат мы провели в 2008 году с мэром Тернополя. Суть чата в том, что заранее определяется конкретное время, когда будет происходить общение какого-то должностного лица с читателями. Читатели могут задавать вопросы в комментариях. В названное время чиновник приходит в редакцию и отвечает на вопросы в режиме онлайн. То есть пресс-секретарь зачитывает ему сообщение с сайта, чиновник отвечает, наш журналист документирует ответ опять же в комментариях. Так получается, что появление ответов можно наблюдать онлайн. Это, кстати, хороший способ раскрутки сайта. Сейчас мы добавили еще и видеотрансляцию этого действа. Самые интересные ответы мы печатаем в газете. Стараемся не ретранслировать общие слова, а создавать картинку (за одного кандидата на многие вопросы отвечала жена – они вместе пришли в редакцию; кто-то опоздал на час; кто-то пришел заранее да еще и пешком).
В целом можно выделить небольшой список требований к контенту как газеты, так и сайта, который, на мой взгляд, привел издание к такой популярности в городе:
1. Коммуникация, а не информирование.
2. Разговор на равных, а не выступление с трибуны.
3. ЛЮДИ и их ИСТОРИИ в любом материале на первом месте.
4. Главный источник информации – читатели.
5. Если нет комьюнити – нужно создать его вокруг себя.
Конечно, с развитием интернета необходимость в печатном варианте изживает себя. (Тем более, мы выставляем PDF-версию газеты на сайт еще до того, как номер выходит в продажу). Так что читатели, как правило, получают исчерпывающую информацию на сайте. Аудитория сайта в 4 раза больше, чем газеты. Но, несмотря на это, реклама на сайте пока идет туго. Рекламщики еще не поняли всей прелести этого ресурса. В свою очередь, мы уверены, что, скорее всего, когда основная прибыль будет приходить с сайта, газету мы просто закроем.
По материалам выступления Ольги Юрковой на конференции «iWeekend: новые технологии для гражданского общества» (23.10.2010)