Участник конкурса "Лучшая публикация о радио".
Номинация "Радио как отрасль"
Сразу три радиостанции собственного программирования заявили о себе на Уральском этапе фестиваля «Вместе радио» в этом году. Все они – из Свердловской области, причём из областного центра (Екатеринбурга), а из небольших городов. Две из них запустились в последние два года. Радиостанции собственного программирования на Урале в последнее время вообще растут, как на дрожжах. Как живётся этим маленьким и гордым птицам? Оказалось, что у них разные методы развития, но общие проблемы.
Территория монополии
Если говорить о Свердловской области, то только в Екатеринбурге вещает больше тридцати радиостанций. Из них шесть имеют полностью собственное программирование. В городах поменьше ретрансляторы тоже ловятся, причём зачастую отличные от того, что можно услышать в Екатеринбурге. В Красноуфимске – питерское «Радио Ваня», а в Каменске-Уральском – московское Energy.
Радиоиндустрия в небольших областных городах могла бы просто ограничиться тем, чтобы местами перекрывать вещание «Европы плюс» или «Русского радио» своими рекламными блоками. Но не тут-то было. Аудитория хочет слушать новости про себя, голоса местных «звёзд» и выигрывать билеты в местные кинотеатры. И её желания так много, что каждый год в том или ином областном городе запускается радиостанция собственного программирования. Руководители этих станций говорят: «У нас нет конкурентов, потому что здесь, кроме нас, местный контент на ФМ никто не делает, а новости на радиостанциях-ретрансляторах не в счёт».
Сразу встают три очевидных вопроса:
1. Чем заполнить 24 часа в сутках, если город и вправду невелик и в нём мало что происходит?
2. На что жить?
3. Где взять кадры, если ближайший факультет журналистики в Екатеринбурге?
Каждый решает эти проблемы, как может. Новичок радиорынка – радио «Лира ФМ» – появилось в эфире в декабре прошлого года в городе Богданович. «Лира ФМ» пока ежедневно крутит популярную музыку. Кроме песен, в эфире пока только реклама и местные новости. Куда развиваться «Лире» и другим небольшим радиостанциям собственного программирования, подскажет пример других. Три радиостанции, которые завили о себе на «Вместе радио» – это «ЭкоРадио» из Нижнего Тагила, «Радио Компас», г. Каменск-Уральский и радио «Мастер ФМ» из Качканара.
Журналисты из Каменска-Уральского, "Радио Компас". Фото Екатерины Прокудиной
Местное радио связало
Вначале по порядку о каждой станции. «ЭкоРадио» 13 лет. Это первая в Нижнем Тагиле музыкально-информационная коммерческая радиостанция с собственным круглосуточным вещанием. И сегодня она остаётся единственной несетевой. Население Нижнего Тагила – около 400 тысяч человек. Радиостанция ориентируется на аудиторию от 15 до 35 лет и называет ядром возраст 27-28 лет. «ЭкоРадио» определилось со своим музыкальным форматом - CHR/Soft Dance. Зона вещания – Нижний Тагил и окрестности, зона охвата – приблизительно 40 км.
«Радио Компас» (Каменск-Уральский) с 2004-2009 годы было сетевым партёром «Европы плюс». 23 февраля 2009 года «Радио Компас» впервые стало вещать самостоятельно. Население Каменска-Уральского – около 180 тысяч человек. Что касается целевой аудитории, то «Радио Компас» специально заказывало исследование, которое показало, что ядро аудитории – это, в основном, мужчины 25-35 лет с хорошим уровнем дохода и высоким социальным положением. Музыкальный формат близок Hot AC. «Радио Компас» помимо поп-рока, инди-рока, классического рока и электроники, ставит «самое-самое» из регги и хип-хопа, а также выдающиеся хиты из танцевальной и поп-музыки. Зона вещания радиостанции распространяется и на ближайшие к городу населённые пункты – Каменский район.
Радио «Мастер ФМ» два года. Как и предыдущие две радиостанции, она информационно-музыкальная с соотношением музыки к информации 80:20. Население Качканара – чуть больше сорока тысяч человек. Что касается аудитории, то её радиостанция чётко не очерчивает. Главный редактор «Мастер ФМ» Людмила Лаптева недавно узнала, что их радиостанцию включают даже детям в детском саду. Слушают эфир и пенсионеры, участвующие в различных конкурсах. В стилевом направлении чётких рамок тоже нет: играют то, что нравится, в основном популярные хиты. В зону вещания радиостанции также попадают близлежащие населённые пункты.
В эфире каждой из радиостанций есть свои утренние шоу, большие музыкальные радиопрограммы-вечеринки, интерактив со слушателями и, конечно, местные новости.
«ЭкоРадио» делает 12 выпусков в день продолжительностью 2-3 минуты каждый. Такого же хронометража придерживается и «Мастер ФМ», но в день выходит десять выпусков. На «Радио Компас» ежедневно семь выпусков новостей, но их продолжительность 3-6 минут. Эти новости заняли второе место на окружном этапе конкурса «Вместе Радио».
На радиостанции собственного программирования в небольшом городе с наполнением не возникает проблем. Просто критерий новости смещается в сторону привязанности к месту вещания: горожанам важно всё, что происходит рядом с ними. В эфире говорится только про своё, про своих, про личные радости и проблемы, которых сполна хватает. Расстояние между населёнными пунктами, попадающими в зону приёма небольшое. Поэтому будет значимо даже объявление о том, что пропала собака. В соседнем селе её потеряли, а в городе нашли. Потерявших и нашедших связывает местное радио.
Разыскивается реклама
Когда радиостанция собственного программирования только выходит на рынок, в первую очередь у неё возникают проблемы с финансированием. Каждый решает проблему, как может. «Радио Компас» входит в медиа-группу «Компас», куда также входят 3 газеты, один телеканал, ещё 2 радиостанции-ретранслятора и организация наружной рекламы. Общая рекламная служба обеспечивает взаимовыгодное, финансово обеспеченное существование всех участников медиагруппы. Но, в то же время, запуск любого нового проекта обязательно требует сопровождение рекламодателя, что, впрочем, соответствует законам рынка: придумал – продай!
Радиостанция «ЭкоФонд» также существует в связке с радиостанцией-ретранслятором. Но сталкивается с другой проблемой.
– В первую очередь – это телевидение, которое демпингует – один выход рекламного ролика на телевидении почти вдвое дешевле, чем на нашем радио, – рассказывает главный редактор службы новостей Елена Боярская. – Причина, возможно, в том, что не работает антимонопольное законодательство: в одних руках сосредоточено очень много контента. Это позволяет одному из рекламных агентств продавать рекламу на телевидении за копейки.
Радио «Мастер ФМ» работает холдинге с местной газетой «Качканарский четверг», которая тоже самостоятельна и ни от кого не зависима, каждый живёт на свои доходы от рекламы. Главный редактор «Мастер ФМ» Людмила Лаптева рассказывает, что когда радиостанция только появилась, пришлось долго раскачивать рекламодателей, убеждать, что реклама на радио – это тоже эффективно. «Это же наше, деревенское радио», – уговаривала Людмила Лаптева рекламодателей, которые пугались новинки и придерживались точки зрения, что газета – она как-то привычнее. За два года доверие к радиостанции выросло. Теперь в эфире стремятся рекламироваться многие, начиная от предприятий, заканчивая организаторов ярмарок. Но непреодолимым условиём остаётся ограниченность рекламного рынка. А жить приходится ровно на то, что заработали.
Радийщики из Качканара, радио "Мастер ФМ". Фото Анастасии Боровой
Чтобы кадры не спивались
И всё же главной проблемой радиостанции собственного программирования все три игрока радиорынка называют отсутствие кадров. Да, «ЭкоРадио» со сложившейся многолетней системой работы имеет в штате 30 журналистов, которые работают сразу на две радиостанции. Но кадры (ди-джеи, журналисты), став профессионалами, уезжают работать в большие города, где на них очень большой спрос. Поэтому сегодня «ЭкоРадио» приходится практически постоянно обучать своих будущих сотрудников. Кузница кадров не может передохнуть из-за постоянной утечки местных «звёзд» на «большую землю» в Екатеринбург и Москву.
Выпускающий редактор радиостанции «Компас» Ксения Парфёнова говорит об аналогичной ситуации:
– Мы постоянно пытаемся искать новых людей: никогда не отказываем, если человек пришёл попробовать себя на радио – записываем голос.
На радиостанции имеют в планах своё ток-шоу, новые радиопрограммы. Но их появление сковывают два важных фактора: ограниченное финансирование и нехватка кадров.
На радио «Мастер ФМ» в Качканаре мечтают иметь в эфире «своего» Ивана Урганта. Только где его взять – никто ответить не может. Сейчас на радиостанции работают пять человек. Они не журналисты по профессии. Два года назад им вместе с главным редактором, которая сама десять лет проработала в печатном издании, пришлось с нуля осваивать мастерство радио. Чтобы расширить диапазон голосов и привлечь новых людей, радиостанция решилась на эксперимент. В эфире есть программа «Званый гость», в которой в роли ведущего выступает журналист-газетчик. Он интервьюирует своего гостя. Конечно, не всё всегда получается гладко. Но на ошибках учатся.
– Несомненно, главная проблема радиостанции собственного программирования в маленьком городе – это кадры, – говорит Людмила Лаптева. – Как бы собрать хорошие кадры, чтобы они сами не хотели уходить, ни спивались, не опаздывали на работу, хотели работать и не ленились.
Радиостанция в большом городе не в последнюю очередь беспокоится о своей раскрутке. У радиостанции в небольшом городе об этом голова не болит. Единственное местное радио всегда на коне, на верху популярности в социальных сетях, где у каждой радиостанции есть своя группа. Конечно, для беззаботной жизни всегда чего-то не хватает, но недостатки, даже текучку кадров, сполна искупает народная любовь. И жители других городов, проезжая Качканар, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, непременно настраиваются на местное, чтобы послушать, что новенького. Я так всегда делаю.
Екатерина Градобоева, г. Екатеринбург
Каждый день в 9 утра по Москве на "Радиопортале" публикуется очередная статья, претендующая на звание "Лучшая публикация о радио 2010-2011". Читайте, комментируйте!
Читайте также публикации, присланные на конкурс в номинацию "Радио как жизнь":
Школьное радио: эфир от звонка до звонка. Екатерина Градобоева, г. Екатеринбург
Радио без рекламы. Дарья Данилова, г. Москва
С ними нам по пути! Юрий Коренько, г. Белгород
Радиосолянка: особенности национальной радиокухни. Виктория Некрасова, г. Москва
Инструкция по медицинскому применению препарата "Радио". Таисия Овчинникова, г. Москва
Улетный рейс: радио «За облаками» отмечает день рождения. Наталья Пичурина, г. Курган
Радийный пилотаж: профессиональные наблюдения. Юлиана Романова, г. Москва
"Самая главная работа главного редактора - это люди". Игорь Радионов, г. Петрозаводск