Участник конкурса "Лучшая публикация о радио".
Номинация "Радио как отрасль"
Автор схемы - Виктория Некрасова
На медиарынке сформировался еще один радиохолдинг – бывший совладелец «Русской Медиа Группы», а ныне сенатор Виталий Богданов приобрел 5 радиостанций, в основном различного рок-направления. Флагманом пула является «Наше радио», на котором уже начались перемены. Что ждать от холдинга, пока не понятно – владелец ситуацию комментировать не готов. А вот ситуация с «Нашим радио» более очевидна: программный консерватизм, нежелание рисковать и тотальная экономия превратили некогда яркий проект в почти безликую станцию. Почему так произошло и как вернуть радиостанцию к активной жизни, мы попросили рассказать нового программного директора «Нашего» Филиппа ГАЛКИНА и вернувшегося на станцию креативщика Антона ЧЕРНИНА.
ХОЛДИНГ-РАСТИШКА
В начале 2010 года Виталий Богданов, член Совета Федерации и бизнесмен, стоявший еще у истоков «Русского радио», покупает станции «Моя семья» и «95.2». В апреле он же приобретает «News Media Radio Group», куда входят «Наше радио», «Best FM» и «Ультра». Событие значимое для российского радиорынка: объединение дорогостоящих продуктов и возможное создание нового холдинга может много значить для передела влияния в радиобизнесе.
Сам пакет станций также интересен: в руках господина Богданова находится блок радиостанций, перекрывающий все направления рок-музыки: русский рок («Наше Радио»), классический западный рок («95,2») и современный рок с уклоном в альтернативу ("Ультра"). С ними вместе оказались «Best» – западная поп-музыка с акцентом на аудиторию 25-35 лет и российский/западный микс для аудитории 35+ – «Моя Семья».
При этом воспользовавшись постпродажной неразберихой, руководство конкурирующего холдинга «Русская Медиа Группа», владеющего радиостанцией «Максимум», переманивает генерального директора «NMRG» Михаила Зотова. Вместе с ним уходит часть менеджеров и вся команда утреннего «Шызгара шоу» – самого успешного проекта «Нашего радио». Сегодня Михаил Зотов директор по развитию РМГ, а ведущие «Шызгара-шоу» с 15 июня ведут новое утреннее шоу в эфире «Максимума» – «High Society». И тут же программа отправилась на доработку.
На станциях Богданова новых проектов пока нет. Постепенно формируется штат. На должность программного директора был приглашен Филипп Галкин. На проект вернулись Антон Чернин и Борис Барабанов. Тот факт, что процесс подбора людей идет медленно, может свидетельствовать о том, что решение о покупке активов Руперта Мэрдока, господин Богданов принимал спонтанно. Это объясняет и его молчание о дальнейших перспективах нового холдинга – стратегия еще в разработке.
«Русская МедиаГруппа» планы развития радио «Максимум» тоже не комментирует.
«Медиа Профи» удалось получить комментарии у Филиппа Галкина и Антона Чернина практически в день их назначений. Новая команда приступает к работе, а мы будем следить за развитием событий.
СО СТРАХОМ, БЕЗ УПРЕКА...
Филипп ГАЛКИН, программный директор «Нашего радио»:
ГЛАЗА НЕ БЛЕЩУТ
С чем вы пришли на «Наше радио», какие задачи стояли перед вами в первую очередь?
У меня есть только одно желание – чтобы эта радиостанция продолжала радовать своих поклонников качественной музыкой. Лично у меня отношение к этой радиостанции очень теплое. Я был один из тех, кто создавал «Наше Радио». Это был очень важный период в моей жизни, и уверен, в жизни многих тех, кто был тогда в той команде.
Какой вы встретили радиостанцию?
С одной стороны, все отделы работают достаточно четко и оперативно. Но сразу бросается в глаза, что все же станция отличается от «того» «Нашего Радио». И, к сожалению, изменилось все не в лучшую сторону. В оценках работы предыдущего менеджера, я буду очень корректен, но мне кажется, что творческий подход был сведен к минимуму. Может быть, перед моим предшественником стояла другая задача – максимально уменьшить расходы, оставить сотрудников только для того, чтобы эфир не упал? Но вот и результат: радиостанция практически без «одежды». Последний пакет джинглов был сделан еще при мне, а прошло целых 3 года! За это время не появилось новых ведущих. Закрылись программы. Повторюсь, не мне судить правильно это или нет. Просто я привык к другим принципам работы. Коллектив больше напоминает офисных сотрудников, нежели людей, которые работают на радио. Безусловно, это все очень хорошие ребята, достаточно творческие и нацеленные на работу, на результат, но без блеска в глазах. Раньше все было по-другому. Да, мы очень много работали, но было интересно. Была настоящая команда. Поэтому моя задача сейчас их в первую очередь заинтересовать или же, если не найду поддержки, то привлечь новых людей, которые были бы заинтересованными в создании этого творческого продукта.
На станцию возвращается Борис Барабанов?
Да, Борис очень вовремя подключился к работе, в качестве консультанта. Пригласил Бориса Барабанова* не я, а владелец радиостанции.
Почему был выбран именно он?
По всей видимости, потому, что на сегодняшний день Борис Барабанов – один из ведущих журналистов, пишущих о музыке. Мы много лет работали вместе. Есть понимание того, в каком направлении идти. Взгляды на музыкальную политику радиостанции «Наше Радио» у нас совпадают. Надеюсь на то, что сотрудничество даст положительный результат.
За то время, которое прошло со времен ухода с «Нашего радио», у него появилось, мне так кажется, достаточно четкое виденье того, как должна станция развиваться, и я думаю, что такой человек нам точно не помешает в работе, а наоборот будет только в помощь. Как раз может в этом и есть правильная стратегия – взять не радийщиков, которые боятся – мы же всегда боимся что-то новое ставить в эфир, потому что мы четко понимаем: новая песня – это риск. Но в то же время, новая песня – это шанс что-то такое приобрести. А Борис – журналист. Ему интересно все новое.
ОТКРЫВАТЬ И ОТРЫВАТЬСЯ!
Вы собираетесь активно добавлять новую музыку?
Очень хочется найти новую качественную музыку и, естественно, поставить в эфир. Для этого надо работать с новой музыкой. Я очень много слышал, своего рода, претензий от музыкантов, что вот мол, не берут песни. Тут важно понимать, что музыканты всегда недовольны действиями программного директора. Но у меня есть опасения, что тем не менее, все же новым группам уделялось мало времени. Появилась некая пропасть между отечественными музыкантами и «Нашим Радио». Я не согласен с такой политикой. Надо хорошо понимать один важный момент: когда вы делаете национальный проект – надо работать, прежде всего, с той музыкой, которая создается в этой стране. А не запирать двери эфира на все замки, это приведет к застою. Поэтому, сейчас в эфире нет новых интересных групп. А когда «Наше Радио» создавалось, именно в этом и был смысл радиостанции. И именно за счет новых имен «Наше Радио» завоевало тогда уважение у слушателей.
Но также важно и другое – эфир нельзя превратить в балаган. Надо просто работать с новой музыкой, надо уделять внимание новым группам. Выбирать интересные коллективы. Это требует времени и сил, но это такой формат, такие правила игры. Если радиостанция сама не будет уделять внимание молодой отечественной рок-музыке, никто сейчас это не сделает.
Когда ждать заметных изменений?
А на данный момент главное – это команда, новые программы, новые эфирные персонажи. Этим мы сейчас занимаемся с утра до вечера. Делаем новое «Наше Радио». Ищем новых людей, ищем новые идеи. И уже что-то появится сразу после фестиваля «Нашествие». Сейчас самое главное – удержать ситуацию в рабочем режиме.
А затем будет и новое утреннее шоу. Сейчас «Нашествие» – задача номер один. А вот уже после фестиваля вернемся к этому. Я очень надеюсь, что мы сумеем найти интересных людей, которые будут по утрам радовать радиослушателей. Работаем в этом направлении, ведь задачи-то остались прежними: радиостанции надо показывать хорошие рейтинги. По этим результатам живет радиостанция, поэтому надо не допустить, прежде всего, чтобы эта цифра пошла вниз.
КИСЛОРОДНАЯ ПОДУШКА ДЛЯ "НАШЕГО РАДИО".
Антон ЧЕРНИН, продюсер, автор большинства разговорных программ «Нашего радио»:
УСПЕХ ЗАТУХАЕТ
Что стало причиной нынешнего кризисного состояния радиостанции? Охарактеризуйте положение дел на «Нашем».
"Наше Радио" уже давно чувствовало себя неважно. Причины у этого были разные. Во-первых, неправильно, на мой взгляд, выбранная музыкальная стратегия. С момента прихода программного директора Олега Хлебникова рейтинги "Нашего" резко пошли вверх. Но произошло это потому, что он сделал то, чего не считали возможным делать ни Миша Козырев (генеральный продюсер станции 1998-2005 годов – «МП»), ни Филипп Галкин (программный директор станции 1998-2007) – он вычистил все новинки. С одной стороны, логика в таком поступке была: новинка в эфире – это всегда риск. Люди хотят слушать то, к чему они привыкли и что уже полюбили. И даже если ставишь явный хит, но от неизвестных людей – не факт, что публика его воспримет. Но, с другой стороны, диета из одних и тех же названий в конце концов надоедает! Соответственно, уже довольно давно пошли разговоры о том, что "Наше" застоялось. Механизм поиска новых имен между тем был утрачен. Поэтому эфир быстро заболотился. А если эфир не свежий, то он тухлый – и приводит к неминуемому падению рейтингов. И это одна из первых проблем, которую новому руководству НР придется решать.
Во-вторых, политика в отношении SMS-игр, например, "Клевер-Клуба" и "Зачета". Их приличный уровень был отличительной чертой "Нашего". "Зачет" когда-то вместе со мной и с Людмилой Стрельцовой, линейным диджеем, вел Максим Поташев, магистр телеигры "Что? Где? Когда?". Потом он вести программу перестал, но в ней звучали вопросы авторства и Макса, и Бориса Бурды. Было небольшое, но стабильное ядро аудитории, которое играло ради интереса, ради единоборства. Причем одни играли, а другие слушали и образовывались. И все были довольны. Игра работала по всем законам игры.
Но, чтобы увеличить sms-траффик, решили упростить вопросы и игры в целом. Я был категорически против этого. После упрощения вопросов аудитория поменялась. Теперь люди стали играть не ради интереса и игры как таковой, а ради денег, а это аудитория всегда неустойчивая. Я сказал, что через год все загнется. Ну, на самом деле все загнулось через полтора. А это означало не просто конец какого-то эфирного проекта, а потерю очень существенной бюджетной суммы "Нашего Радио" и вообще всего холдинга.
Собственно, это и стало причиной моего конфликта с Олегом Хлебниковым. Последней каплей. Сначала мы друг другу доверяли, потом начались проблемы, ссоры. И в итоге мне пришлось уйти со станции, которую я делал десять лет. А теперь, когда Зотов и Хлебников пришли на "Максимум", я ушел с "Максимума" – обратно на "Наше".
Ну и, наконец, третья проблема – колоссальная нехватка людей, которая сегодня встала в полный рост. Дело вот в чем: ди-джеев на станции всегда нужно чуть больше, чем, кажется на первый взгляд. Потому что кто-то уходит в отпуск, кто-то в декрет, кто-то болеет. Кто-то по семейным обстоятельствам не может работать днем, и его переводят на вечер. Кто-то по своей энергетике "не тянет" дневной эфир, а вот вечером слушается потрясающе. Ну и так далее. Но в 2005 году мы потеряли DJ Кусто, в 2006-м – Макса Любимова, и кто пришел? "Да никто!" – хочется ответить с интонацией почтальона Печкина. Хотя пару лет на станции с деньгами все было в порядке, можно и нужно было потратить их на новых людей. Правда, одно ценнейшее приобретение все-таки было сделано: Олег привез из Челябинска Шурика Бона, который укрепил и здорово освежил "Шызгара-Шоу". Но ШШ – это только четыре часа из двадцати четырех, а основной эфир «Нашего» между тем хирел и лишался проектов. Просто потому, что некому было их делать и вести. В 2009 ушли я, Раиса Ивановна, Люда Стрельцова (в порядке очередности), и вот тут начался швах. Сейчас на всем "Нашем Радио" работают три линейных ди-джея. Плюс автопилот по выходным.
РОКОВАЯ ВЛАСТЬ
Потом холдинг купил Виталий Богданов... И что?
Это очень интересно и с точки зрения развития "Нашего" и с точки зрения развития рынка. Богданов прекрасно разбирается в рок-музыке и еще с 1980х дружит со многими музыкантами. Вообще, если покопаться в биографиях наших рокеров-классиков, то выяснится, что они и нынешняя власть – это люди не просто одного поколения, а одной тусовки. Потому что рокеры в основном происходили из золотой молодежи (покупку инструментов, усилителей, да даже фирменных пластинок тогда, в 1970-е, мало кто другой мог себе позволить). И во власти у нас тоже крестьянских детей нет. Они учились в одних спецшколах, в одних вузах. Только одни отказались от всего этого ради возможности играть музыку, а другие этого не сделали. Но все равно связь осталась. И Богданов, как я понимаю, действительно один из рок-н-ролльных по происхождению людей, которые просто не в рок-н-ролл пошли. И мне кажется, что Богданов по-настоящему может помочь российской рок-музыке. К сожалению, я с ним лично не знаком, но мне самому интересно, чего он ждет от своих станций?
Сергей Кожевников (председатель правления и гендиректор РМГ) среагировал на перемены в нашем холдинге очень оперативно. У Миши Зотова и Олега Хлебникова есть слава «спасителей мертвых проектов». Кожевников сразу же завел переговоры с Мишей, они быстро ударили по рукам, и Зотов перешел в РМГ, естественно, со своей командой, которая включала в себя Олега Хлебникова, Яну Ладжу и команду "Шызгара-Шоу". Так что теперь пришла наша очередь действовать быстро.
Что на ваш взгляд в первую очередь нужно сделать для реанимации "Нашего Радио"?
Первое – это вдохнуть жизнь в эфир. Без обновления эфира "Наше радио" задыхается, и я рад тому, что уже начали делаться какие-то шаги. Что стали появляться какие-то новые для "Нашего" музыкальные команды, пусть и оттестированные и обкатанные другими станциями, например, "Максимумом". То есть Фил Галкин будет продолжать то, что он делал и при одном Мише, и при другом – работать с новыми группами. Он однозначно более открыт к новым именам. И как это ни смешно, последняя новая группа, которая появилась на "Нашем", группа "Flёur", появилась при Филиппе, в его последние дни, и он принял решение о постановке ее в эфир. Все, после этого были только старые хиты. То есть – вернусь к этому – три года эфир практически жил нафталином, при том что работа с новыми группами всегда была отличительной особенностью "Нашего"!
Надо будет собирать заново команду, искать диджеев, утреннее шоу, искать продюсеров, не на одну станцию, а на несколько, надо будет насыщать сетку какими-то спецпроектами, потому что без программ проект не вытащить.
ОБНОВЛЕНИЕ БЕССМЕРТИЮ ПОДОБНО
Но новые песни будут неизбежно омолаживать аудиторию?
Радио должно играть хиты и освежать эту обойму хитов постоянно. Хит на то и хит, что он может зацепить любого. А вот отказ от омоложения аудитории, на мой взгляд, опасен. Если новые команды собирают клубы без помощи радио – это значит, что в обычном радио они уже не очень нуждаются. А это, в свою очередь, значит, что в обычном радио уже не очень нуждается аудитория 18-23, студенты, которые завтра закончат вузы и станут самым лакомым кусочком для любой станции. Но они уже привыкнут без радио обходиться, и тогда весь радиобизнес накроется чем-то медным и большим. А те, кто считаются самой лакомой аудиторией сейчас, за эти 5 лет перейдут в разряд пенсионеров, а то и повымрут (у нас средний возраст мужской смертности – 58 лет). То есть стагнация будет означать глобальный конец радиобизнеса в целом.
Этого можно избежать только за счет новинок. Нужно ставить новинки. То, что люди 18-23 лет уже реально слушают и любят. При этом нужно соблюдать баланс между старым и новым – ведь классика по-прежнему остается важной и интересной.
Какой прогноз на развитие "Максимум" с приходом Зотова и Хлебникова вы можете дать?
Зарубежной музыки, безусловно, останется много. Но общее звучание "Максимум" сильно поменяется. Олег уже поступает так же, как поступал на "Нашем" - добавляет «голдов» (включая и те, которые на «Максимуме» до него не ставили, считая неформатными) и очень осторожно обращается с новинками (хотя отнюдь их не вычищает, за что ему респект). То есть в эфире уже сейчас звучит смесь "Семерки" и "Нашего".
Можно ли сказать, что перемены и обновление на пользу "Нашему"?
Я не могу пока сказать, что на пользу, но я могу точно сказать, что ему категорически не на пользу затягивание всей ситуации. Сейчас как раз тот момент, когда действовать надо быстро. И стараться сделать все, что можно – а там будет видно.
РЕЗЮМЕ «МЕДИАПРОФИ»
Чтобы стать заметным игроком, новому холдингу Виталия Богданова необходимо собрать команду и определиться с форматами своих станций, которые сегодня борются за одну аудиторию. Какие-то из купленных станций придется кардинально переформатировать.
«Наше радио» – наглядный пример того, что мощный бренд достаточно продолжительное время может держать на плаву станцию, к развитию которой не прикладывается особых усилий.
На смену настоящим харизматичным лидерам в радиобизнес все чаще приходят менеджеры станций, которые боятся рисковать и экспериментировать. Но осторожные щаги к успеху не приводят.
Виктория Некрасова, г. Москва
Статья опубликвана в журнале "МедиаПрофи"
Каждый день в 9 утра по Москве на "Радиопортале" публикуется очередная статья, претендующая на звание "Лучшая публикация о радио 2010-2011" в номинации "Радио как отрасль". Читайте, комментируйте!
Уже опубликованы:
Радиостанция в маленьком городе. Екатерина Градобоева, г. Екатеринбург
«Радио Шансон» - история одного праздника… Михаил Дюков, г. Калининград
Радиопреемник. Елизавета Зубакина, Станислав Залуговский, Татьяна Красильникова, г. Нижний Новгород
Читайте также публикации, присланные на конкурс в номинацию "Радио как жизнь":
Школьное радио: эфир от звонка до звонка. Екатерина Градобоева, г. Екатеринбург
Радио без рекламы. Дарья Данилова, г. Москва
С ними нам по пути! Юрий Коренько, г. Белгород
Радиосолянка: особенности национальной радиокухни. Виктория Некрасова, г. Москва
Инструкция по медицинскому применению препарата "Радио". Таисия Овчинникова, г. Москва
Улетный рейс: радио «За облаками» отмечает день рождения. Наталья Пичурина, г. Курган
Радийный пилотаж: профессиональные наблюдения. Юлиана Романова, г. Москва
"Самая главная работа главного редактора - это люди". Игорь Радионов, г. Петрозаводск