Участник конкурса "Лучшая публикация о радио".
Номинация "Радио как отрасль"
Привлечение и удержание целевой аудитории – это два кита, на которых держится сегодняшнее коммерческое радио. Чем больше людей слушают радиостанцию, тем большая вероятность выгодной продажи рекламного времени. Для FM-станций одним из главных инструментов привлечения слушателя является музыкальный материал. Однако не менее важна и его подача, ведь большинство радиостанций имеет практически одну и ту же фонотеку (но успешна далеко не все).
На сегодняшний день для составления плей-листов эфира используются программы Music Master, Selector и Powergold. Однако это всего лишь инструмент. Основа эфира и его структура создается человеком, и только потом она переносится в машину с учетом индивидуального видения специалиста, занимающегося музыкальным программированием. Во многом именно этой кропотливой работы зависит коммерческий успех радиостанции.
В настоящей статье описана новая методика музыкальном программировании эфира, которая может быть весьма полезна специалистам. Она основана на математической теории сравнений и принципиально отличается от алгоритмов, заложенных в основу указанных выше программ.
В работе используется стандартная математическая терминология (см., например [1]), а также понятия современного радиовещания (см. [2]).
В качестве простого применения теории сравнений можно рассмотреть составление расписаний соревнований, проходящих по круговой системе (например, чемпионат по футболу). Напомним [1], что два целых числа a и b сравнимы по модулю натурального числа n, если их разность a – b делится на n без остатка. Это записывается так: a ≡ b (mod n).
Рассмотрим алгоритм составления расписаний, основанный на результатах теории сравнений. Мы будем его использовать его для составления плей-листа музыкальных композиций по следующим правилам:
Обозначим количество композиций в музыкальной базе N. Если N – нечетное число, то введем фиктивную композицию T (либо добавим еще одну песню в базу). Тогда будем составлять расписание для N + 1 композиции, включая T (если фиктивная композиция попадает в плей-лист, то пропустим ее). Итак, можно считать что N – четное число.
Композиции будем выбирать парами. Каждой песне сопоставим число x = 1, 2, …, N – 1, N. Предположим, что x принадлежит множеству {1, 2, …, N – 1}. Дополним x композицией yr, где r – номер часа, в котором звучат эти композиции. Тогда yr удовлетворяет сравнению
Данное сравнение всегда имеет решение, но если x = yr, то такой вариант нас не устроит (по условию одна и та же композиция не может звучать в одном часе). Такое возможно если x = r / 2 и r – четное либо если x = (r + N – 1) / 2 и r – нечетное. В этих случае в качестве yr выбираем N. В работе [1] дано строгое математическое обоснование приведенного алгоритма.
В качестве примера построим таблицу для N = 6 композиций, используя описанную выше методику. Проведя несколько простых вычислений по формуле (*), получим следующий результат:
Реализация алгоритма на языке программирования Pascal, а также таблицы для разных значений N приведены в приложениях А, Б.
Покажем, как можно применить описанную методику для составления сетки вещания музыкальной радиостанции формата AC (Adult Contemporary). Всю музыкальную базу разделим на 8 категорий:
Покажем, как предложенный подход позволяет составить сетку вещания на 12 часов: с 7 утра до 7 вечера. Будем использовать следующий стандартный клок (12 музыкальных композиций в час).
Матричная формула этого клока имеет вид:
F(A,B,C,G, AR,BR,CR,GR) = G+AR+G+GR+B+CR+GR+A+GR+C+BR+G.
Пусть в нашей музыкальной базе есть 8 песен «горячей ротации» (4 англоязычных и 4 на русском языке), 12 новинок (по 6 в B и BR), 16 «остывающих хитов» (по 8 в С и СR). Итого 36 композиций – это половина музыкально вещания. Еще 50 % – это «золотые хиты». Пусть их будет тоже 36 (по 18 в G и GR). Таким образом, наша музыкальная база состоит из следующих 72 композиций:
A = (A1, A2, A3, A4),
AR = (AR1, AR2, AR3, AR4),
B = (B1, B2, B3, B4, B5, B6),
BR = (BR1, BR2, BR3, BR4, BR5, BR6),
C = (C1, C2, …, C7, C8),
CR = (CR1, CR2, …, CR7, CR8),
G = (G1, G2, …, G17, G18),
GR = (GR1, GR2, …, GR17, GR18),
Теперь составим таблицы для каждой из категорий, используя описанный в первом разделе работы алгоритм.
Для таблиц G и GR нам укажем только первые столбцы (полные таблицы см. в приложении Б):
Теперь составим эфирную сетку на 12 часов. Выбор композиций будем осуществлять по столбцам таблиц в соответствии с клоком (отмечено цветом в таблицах). Поясним, как осуществляется выбор. Клок имеет вид:
F = G + AR + G + GR + B + CR + GR + A + GR + C + BR + G.
Берем первую композицию из таблицы G (первый элемент в первом столбце), вторую из AR и так далее. Окончательно плей-лист первого эфирного часа имеет вид:
F1 = (G1, AR1, G17, GR1, B1, CR1, GR17, A1, GR18, C1, BR1, G18).
Второй и последующие часы составляются аналогично. Окончательно имеем следующую сетку на 12 часов эфира:
Построить эту таблицу несложно – нужно скопировать содержимое соответствующих столбцов (отмеченных цветом).
Замечание. Для практического использования описанной методики составления сетки вещания, лучше использовать категории как минимум из 6 композиций в базе. Это позволит избежать повторения песен в двух «соседних» часах. Лучше использовать 2–3 различных клока и чередовать их друг с другом (или блоками по несколько часов).
Как избежать повторов композиций одного и того же исполнителя (в часе)? Предложенную методику можно применить и для решения такой задачи. Покажем это на примере. Пусть в категории G есть песни 4-х разных исполнителей: X, Y, Z и Q. У первого 2 песни, у второго, третьего и четвертого – по 4, т.е.
X = (x1, x2), Y = (y1, y2, y3, y4), Z = (z1, z2, z3, z4), Q = (q1, q2, q3, q4).
Тогда G = (G1, G2, G3, G4) = (X, Y, Z, Q).
Применим сначала алгоритм для категории G. Получим следующую таблицу:
Теперь применяем указанный поход для X, Y, Z и Q:
Составим таблицу композиций категории G по следующему принципу: выбираем по порядку песни из строчки таблицы исполнителя (см. также таблицу для G). Это дает возможность составить 4*16*16*16 = 16384 различных комбинаций. Например, для формирования плей-листа композиций категории G можно использовать следующую таблицу (выбор отмечен цветом в предыдущей таблице).
Предложенный подход позволит значительно разнообразить эфир, даже если в категории всего 14 песен (как в нашем примере), при этом мы избежали повторений одного и того же исполнителя при каждом выборе. Заметим, что при таком способе составления плей-лист лишен «эффекта предсказуемости», когда постоянный слушатель вынужден каждый день слышать одни и те же комбинации песен.
В работе описан новый алгоритм музыкального программировании эфира, а также предложены варианты его реализации. Предложенная методика не претендует на замещение профессионального программного обеспечения, а является дополнением, позволяющим грамотно структурировать и осмыслить имеющийся музыкальный материал. Она предполагает иной подход, отличный от описанных в открытой печати методик музыкального программирования.
Несомненным достоинством предложенного подхода является большое количество вариантов выбора плей-листов, даже при небольшом объеме музыкальной базы (см. пример 2). Использование описанного в работе алгоритма не ограничивается приведенными примерами. Он будет полезен при структурировании «крупных» блоков вещания (неделя, месяц, сезон и т.д.).
Реализация алгоритма на языке программирования Pascal
Program Sravn;
var N, M, x, i, j, f : integer;
Begin
write('N='); readln(N); if odd(N) then inc(N); // ввести количество композиций
M:=N-1; write('x: '); for i:=1 to N do write(i,' ');
// реализация:
for j:=1 to M do
begin
writeln; write(' '); f:=N;
for i:=1 to M do
begin
x:=j-i;
while x<=0 do x:=x+M;
if ((odd(j)) and (2*x=j+M)) or (not odd(j)) and (2*x=j) then x:=N;
write(x,' '); f:=f+i-x;
end;
write(f,' ');
end;
End.
Таблицы значений, полученных с помощью алгоритма.
N=2 | 1 2 2 1 |
N=4 | 1 2 3 4 3 4 1 2 4 3 2 1 2 1 4 3 |
N=6 | 1 2 3 4 5 6 5 4 6 2 1 3 6 5 4 3 2 1 2 1 5 6 3 4 3 6 1 5 4 2 4 3 2 1 6 5 |
N=8 | 1 2 3 4 5 6 7 8 7 6 5 8 3 2 1 4 8 7 6 5 4 3 2 1 2 1 7 6 8 4 3 5 3 8 1 7 6 5 4 2 4 3 2 1 7 8 5 6 5 4 8 2 1 7 6 3 6 5 4 3 2 1 8 7 |
N=10 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9 8 7 6 10 4 3 2 1 5 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 2 1 9 8 7 10 5 4 3 6 3 10 1 9 8 7 6 5 4 2 4 3 2 1 9 8 10 6 5 7 5 4 10 2 1 9 8 7 6 3 6 5 4 3 2 1 9 10 7 8 7 6 5 10 3 2 1 9 8 4 8 7 6 5 4 3 2 1 10 9 |
N=12 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
Александр Царев, г. Витебск
Статья опубликована на портале www.getonair.ru
Читатели "Радиопортала" могут ознакомиться со всеми статьями, претендующими на звание "Лучшая публикация о радио 2010-2011".
Анализируйте, комментируйте:
Номинация "Радио как отрасль"
Радиостанция в маленьком городе. Екатерина Градобоева, г. Екатеринбург
«Радио Шансон» - история одного праздника… Михаил Дюков, г. Калининград
Радиопреемник. Елизавета Зубакина, Станислав Залуговский, Татьяна Красильникова, г. Нижний Новгород
РАДИОАКТИВНОСТЬ: надо ли радиорынку бояться нового игрока. Виктория Некрасова, г. Москва
«Семь главных каналов в стране принадлежит государству или его друзьям. Нечего рыть. Не на что рассчитывать» - интервью с Михаилом Козыревым. Наталия Ростова, г. Москва
Долой сетевую диктатуру! Ирина Ситнова, г. Казань
Применение теории сравнений для составления сетки вещания музыкальной радиостанции. Александр Царев, г. Витебск
Номинация "Радио как жизнь"
Школьное радио: эфир от звонка до звонка. Екатерина Градобоева, г. Екатеринбург
Радио без рекламы. Дарья Данилова, г. Москва
С ними нам по пути! Юрий Коренько, г. Белгород
Радиосолянка: особенности национальной радиокухни. Виктория Некрасова, г. Москва
Инструкция по медицинскому применению препарата "Радио". Таисия Овчинникова, г. Москва
Улетный рейс: радио «За облаками» отмечает день рождения. Наталья Пичурина, г. Курган
Радийный пилотаж: профессиональные наблюдения. Юлиана Романова, г. Москва
"Самая главная работа главного редактора - это люди". Игорь Радионов, г. Петрозаводск
В студии - Анастасия Анбушинова! Эльвира Чурюмова, г. Элиста