Театральная жизнь кипит не только в столице. В России существует более пятисот театров. Каждый вечер тысячи людей по всей стране смотрят сотни спектаклей, иногда плохих, чаще – хороших. Спектакли, совсем как люди, рождаются, взрослеют, набирают силу и энергию, потом ослабевают и – умирают. И каждый раз это невосполнимая потеря. Пьесу поставят в других театрах еще не раз, но это будут уже совсем другие спектакли…
Немногие наши театры могут позволить себе создавать архив записей хотя бы лучших своих постановок. Председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин и директор «Радио России» Вячеслав Умановский решили исправить существующую несправедливость. В течение нескольких месяцев радийная творческая бригада посетит шесть российских городов и запишет лучшие спектакли местных драматических театров – от старейшего в нашей стране Ярославского драматического театра имени Ф. Волкова до молодого и амбициозного пермского «У Моста». А осенью радиоверсии этих спектаклей можно будет услышать в эфире главной радиостанции страны в проекте «Россия – на бис!».
Создатели проекта уверяют, что это только первый этап. В этом году будут записаны спектакли русского классического репертуара в современной интерпретации, а в планах – новые поездки по стране, запись экспериментальных постановок и спектаклей по пьесам современных отечественных и зарубежных драматургов.
– Мы пытаемся сделать почти невозможное – скачок в пространстве и во времени. – Так формулирует задачу проекта его автор и координатор Марина Багдасарян. – Люди, живущие в провинции, зачастую не знают, что происходит даже рядом с ними, а уж тем более – на другом конце страны. Наш радиопроект – своеобразный мост, который соединит театры с российским слушателем, а значит, и с потенциальным зрителем.
Первым участником проекта «Россия – на бис!» станет Ростовский драматический театр имени М. Горького. Его директор и художественный руководитель Николай Сорокин говорит так:
– Для нас большая честь открывать проект. Совместно с организаторами мы выбирали спектакль и очень рады, что это «Вишневый сад» Чехова. Честно вам скажу, опыта работы у микрофона наши артисты не имели. Конечно, они нервничают. Но если использовать это напряжение правильно, то результат обязательно будет. И потом, наша профессия такова: мы все время должны учиться, хочешь ты этого или нет, иначе какой же ты артист!
Сергей ПТИЦА