Единый третий
— В августе СММ приобрела вещающий на одной частоте с «ТВ Центром» эфирный «3 канал» (ОАО «Московия»). Какие планы у холдинга в отношении этого актива?
— К середине следующего года планируем отрегулировать «3 канал» так, чтобы привлеченные средства покрывали наши расходы, и вывести канал на нормальный технический уровень, который соответствует сегодняшним стандартам. Мы поменяли селлера — теперь рекламу продает агентство «Максима», которое входит в СММ и занимается продажей всех рекламных возможностей холдинга.
— А с точки зрения контента?
— Дело в том, что существует два третьих канала. Один делит частоту и эфирное время с ТВЦ, второй — «3+» — спутниковый канал круглосуточного вещания. В планах первого — увеличение информации о Москве, потому что на сегодняшний день это все-таки региональный канал. Сетка канала «3+» также претерпит существенные изменения — уже закуплено более 270 часов художественного вещания. Дальнейшие изменения будут зависеть от акционеров.
— Вы имеете в виду возможное приобретение ТВЦ, вещающего на одной частоте с «3 каналом»? Но московские власти отрицают тот факт, что собираются выставлять ТВЦ на продажу…
— Я бы сказал, что объединение с ТВЦ выглядит логичным и перспективным шагом. Когда на одной частоте вещают два канала, многие зрители путаются, что они в итоге смотрят — «3 канал» или ТВЦ. Было бы хорошо сделать единый канал с единым вещанием, правильной понятной сеткой. Однако вопрос ведения переговоров — это скорее акционерный уровень решения, я же занимаюсь операционным управлением канала.
— Участники медиарынка говорили, что к СММ может быть присоединен также портал Omlet.ru, который продает пользователям музыку и фильмы и входит в состав оператора МТС…
— Вы правы, наибольший экономический эффект возможен от объединения всех медийных ресурсов холдинга под одной структурой. Если в CММ объединить эфирный «3 канал», распространяемое через кабель и спутник семейство цифровых телевизионных каналов «Стрим», кинокомпанию «Всемирные русские студии», которая легко может обеспечить премиальным контентом все каналы холдинга. Сюда же должна войти селлинговая группа «Максима» и компания ЦТВ, занимающаяся цифровым вещанием в формате DVB-T, на который должна перейти вся страна к 2015 году (программа цифровизации России). Плюс перспективное новое направление, которое мы активно и успешно осваиваем, — вещание через IP-среду, сейчас CММ на этом рынке представляет «Стрим-Интерактив» (Stream.ru), присутствующий на всех платформах (Smart TV, компьютер, планшет и смартфон), возможно, Omlet.ru органично войдет в эту историю.
— Цифровой канал «Стрим-Интерактив» теперь предустановлен на всех телевизорах с функцией Smart TV (SONY, Philips, Samsung, LG и т.д.). Насколько конкурентоспособны такие сервисы по сравнению с традиционным ТВ?
— Абсолютно правильный вопрос. Если у меня есть время посмотреть ТВ, то я не хочу тратить его на то, что мне навязывается редактором телеканала (линейным программированием), я предпочту сам выбрать тот контент, который мне интересен. Становится актуальным вопрос, что такое ТВ? На сегодняшний день в России вещают около 300 различных каналов (кабельные, спутниковые, эфирные), и все они на 70%, если не 100%, состоят из одних и тех же «консервов». «Консервами» я называю записанные программы, художественные и документальные фильмы, которые потом многократно повторяются на разных каналах в разное время. Получается, только около 30% приходится на прямое вещание, которое после первого показа также становится «консервом» — продуктом, который успешно можно реализовывать в сервисах «Видео по запросу», а не на телевидении. Предпочтения аудитории легко отследить именно по функции «видео по запросу» в устройствах, подключенных к Интернету, все чаще зрители смотрят именно телевизионные программы, а не художественные фильмы.
По мотивам социальных сетей
— Каким вы видите в таком случае новое телевидение?
— На сегодняшний день мы наблюдаем усиление конкуренции между Интернетом и телевидением как информационными средами за одну и ту же аудиторию. Эта борьба складывается не в пользу телевидения. Думаю, что телевидение будет переходить на онлайн-вещание — во многих странах эта тенденция уже наблюдается. Почему такой резонанс столько лет вызывают трансляции, новости, реалити-шоу? Потому что они идут в режиме онлайн и не повторяются. Это же очень важная особенность — присутствовать при рождении новости, какого-то события. Человек смотрит за тем, что происходит, первым узнает информацию. Это психология потребления в информационных средах.
Мне кажется, что будут развиваться социальные телевизионные каналы — по мотивам социальных сетей. В социальной сети происходит обмен информацией. Телевидение — это тоже обмен информацией. Современные технологии, позволяющие передавать видео хорошего качества через мобильную сеть, дают возможность большинству попасть на ТВ. Если ведущий-модератор хорошо работает, если он задает нужный тон, то такие телеканалы будут многим интересны.
Телевидение должно быть общественным, реальным, имеющим интерактивную среду, с возможностью высказаться. Например, на радио: самые популярные передачи — ток-шоу с аудиторией, так как слушатель может в любой момент позвонить, поговорить с ведущим — этот процесс можно визуализировать.
Общество постепенно отворачивается от сегодняшнего телевидения, оно должно видоизмениться. Первые телевизионные передачи были прямоэфирными. Когда появилась возможность записи, телевидение закостенело, законсервировалось, исчезла живость. Сейчас с помощью более современных технологий мы можем вывести телевидение на новый уровень, максимально используя возможности прямого эфира и обратной связи со зрителями, и сделать общественное ТВ, которое поможет большой аудитории получить возможность самой выказываться с экрана и обсуждать действительно важные проблемы, как это сейчас происходит в соцсетях. Тогда не придется мерзнуть на митингах — люди смогут в режиме онлайн высказывать свое мнение, участвовать в дебатах и т.д.
— Питер Герви избран президентом СММ. С какой целью он был приглашен, какие перед ним поставлены задачи?
— Как председатель СД СММ могу сказать, что основная задача, которая перед ним стоит, — дальнейшее повышение капитализации компании и выход на международный рынок. Мы уже активно работаем на рынках СНГ, но в планах компании — выход на международные рынки, партнерство с крупным международным игроком, а в будущем возможное размещение на бирже. Мы хотим выстроить медиахолдинг, который будет заниматься производством, агрегацией контента: фильмов, музыки, игр и т.д. — и распространением его с помощью различных медиаплатформ. Сейчас Питер Герви работает над новой стратегией развития нашей компании.