«Корпорация Радио» организовала учебный тур в Польшу для представителей российских медиакомпаний. Участники поездки поделились своими впечатлениями
***
Мартынов Виталий.
Нарьян-Мар
27.03.2012
В городе Гданьск нам провели экскурсию по историческим местам. Больше всего мне запомнилось посещение Базилики Святой Марии, где присутствовала замечательная акустика с большим хвостом реверберации и четкой читабельностью. После экскурсии мы посетили «Радио Гданьск». Экскурсию по станции проводил главный звукорежиссер радиостанции Аркадий Каминский. Он с первых минут нашей встречи зарекомендовал себя профессионалом своего дела. На радиостанции большое внимание было уделено дорогостоящему оборудованию. На ней существует 4 студии продакшн, на одной из них они производят профессиональное сведение и мастеринг музыкального материала (композиции поп и рок групп, спектакли). Помещения студии звукозаписи акустически правильно спроектированы. По окончании экскурсии состоялась встреча с редактором, который обрисовал структуру работы радио (о журналистах, ведущих и т.д.).
28.03.2012
Прибыв в город Варшаву, мы отправились на Рок радио «Eska». Оно изначально создавалось как коммерческая станция, игралющая современную рок музыку. Далее для дальнейшего развития, были запущены в эфир радио Wawa (где играет только польская музыка) и радио Vox (музыка для старшего поколения).
Следующим мы посетили студенческое «радио Кампус». Финансирование здесь минимальное, и студенты работают, как волонтеры.
Далее мы посетили общественное «Польское Радио», которое вмещает в себя несколько радиостанций и телевидение.
Студия на общественном радио
Здесь уже с финансированием все в порядке (т.к. это государственная радиостанция) - имеется профессиональное дорогостоящее оборудование. На радиостанции существует старый архив пленок, на которых присутствуют исторические записи, в том числе сохранилась запись с голосом Льва Толстого. В специально оборудованной студии эти записи постепенно оцифровываются.
В архиве общественного польского радио
На ТВ комплексе имеются несколько студий для ведения прямых эфиров как просто гостевых, так и для сетов известных ди-джеев. После экскурсии на радиостанции состоялась встреча с журналистами (с русской, белорусской и украинской служб новостей), и руководством радиостанции, которые рассказали о работе своей радиостанции. Все они профессионалы своего дела.
Встреча на общественном польском радио: заместитель директора иновещания Польского радио Рафал Кепушевский, Игорь Исаев (украинская служба), Валерий Савко (белорусская) Евгений Климакин (русская служба)
Т.к. я тоже работаю в государственной телерадиовещательной компании, мне «Польская Радиостанция» импонирует больше, и я бы с удовольствием там поработал.
Затем посетили бизнес радио «Pin», которое уделяет внимание информации на бирже. В основном на радиостанции играет джаз. Большинство слушателей этого радио составляют бизнесмены, политики и люди, уделяющие внимание своей карьере.
Вечером два журналиста с «Польского Радио» провели нам небольшую экскурсию по «Старому городу», где сохранилась архитектура прошлых веков.
29.03.2012
Прибыли в город Ольштын. Сама одноименная радиостанция находится в живописном месте, вдали от шоссе. На ней мы ознакомились с интернет сайтом, профессиональным оборудованием и квалифицированными специалистами. На радиостанции существует продакшн студия, которая работает со знаменитыми польскими солистами, где впоследствии профессионально сведенные композиции, идут на различные аудио носители.
На всех посещенных нами радиостанций, большое внимание уделено интернет сайтам. Где радио можно не только послушать, также посмотреть и почитать. Все это делается для привлечения радиослушателей.
***
Дарья Тимофеева
ТРК «Первая линия», студенческое радио СПбГУ
ГДАНЬСК
«Радио Гданьск»
Главное впечатление - суперсовременная студия звукозаписи. Причем потенциальные возможности оборудования и технологий опережают способы приема сигнала аудиторией.
На станции уделяют внимание развитию и поиску новых путей для интерактивного взаимодействия со своими слушателями. В чем ещё как раз помогает новая студия и зрительный зал, которые позволяют не только записывать диски с живых концертов и получать на них авторские права, но и разыгрывать бесплатные билеты и приглашать на них радиослушателей. На концерты, проводимые на площадке «радио Гданьск» можно попасть исключительно по билетам, разыгрываемым в эфире.
ВАРШАВА
Радио «ESKA»
Одна из четырех радиостанций холдинга, куда также входят еще одна информационно-музыкальная станция, радио «WAWA» (играет исключительно музыку на польском языке) и «VOX FM». Название «ESKA» - производная от старого названия станции «Солидарность».
На радио ESKA
На радио ESKA, Агнешка Жкута
Студия радио ESKA
Студенческое радио «Кампус»
Классическое комьюнити радио с локальной студенческой аудиторией. Я выделила два ярких решения именно для студенческого радио. Во-первых, это интерактивные акции, во время проведения которых организуется «полевая» студия возле стен университета с возможностью свободного доступа к микрофону всех желающих непосредственно в прямом эфире. Причем акция анонсируется в режиме реального времени, и слушатели тут же принимают в ней участие. Во-вторых, студенческое радио – это всегда шанс делать что-то абсолютно неординарное и неформатное. Из примеров радио «Кампус» - это программа о рок-музыке, которую делает профессор медицины.
На польском радио "Кампус"
Как и все Польские радиостанции, радио «Кампус» получает концессию, где прописаны условия деления эфирного времени на музыку определенного формата, академические программы и.т.д.
Всего через радиостанцию проходит примерно 170 человек всех специальностей и возрастов. Не обязательно так же быть студентом Варшавского университета и, вообще, быть студентом не обязательно, чтобы попробовать свои силы в эфире. Для вновь пришедших проводятся тренинги и обучающие программы. Это реальный шанс попасть в прямой эфир человеку без опыта. Журналистка отдела новостей, которая встречала нас на радио «ESKA», филолог по образованию, начинала свою карьеру как раз с работы на этой студенческой радиостанции.
Радио «Кампус» находится под ведомством университета и является одной из его структур. Полностью финансируется университетом. Три человека (среди них главный редактор и звукорежиссер), которые получают зарплату за работу на радио, числятся сотрудниками университета. Все остальные работают в статусе волонтеров.
Радио «Кампус» вещает круглосуточно. На радио две студии – основная и запасная. Запасную также используют для производства программ, которые пойдут в записи. Интересно, что в эфирах радио, подведомственного Варшавскому университету, могут обсуждаться «непопулярные» нововведения университета. Были случаи, когда подобные обсуждения оказывали влияние на отмену такого рода решений.
В эфире есть коммерческая реклама, все доходы от которой радиостанция забирает себе.
ОЛЬШТЫН
«Радио Ольштын»
На радиостанции 6 студий.
Есть отдел новостей для украинской аудитории. Украинское население Ольштына составляет 10% всего городского населения.
Украинские новости выходят три раза в день.
В приоритете локальные новости, а также сообщения о ситуации на дорогах. Налажена система, когда слушатели сами могут позвонить на станцию и рассказать о пробках.
Одна из характерных черт радиостанции – идеальный порядок, есть специально отведенные помещения для отдыха, где можно попить чай или кофе, отдельная курилка, никаких кружек на рабочих местах.
Сайт на реконструкции с целью актуализации в современных условиях развития мультимедийных технологий.
Мариуш Боярович - радио Ольштын
***
Светлана Бецман
Европа+, г. Мурманск
Отличительные особенности польских радиостанций:
1) Приятно удивил тот факт, что публичные радиостанции процветают и
живут намного богаче коммерческих. Офисные помещения удобны, просторны.
Студии оборудованы новейшей техникой для программной службы.
2) Радиостанции позиционируют себя, в первую очередь, как СМИ,а не как
коммерческое предприятие. Поэтому, в отличие от российских радиостанции,
главная их миссия — предоставлять «свежие новости» , повышать культурный
уровень слушателей. В радиоэфире идут познавательные и
информационнo-публицистические передачи.
3) Эфир не забит многочисленной рекламой. До минимума сведены различные
коммерческие розыгрыши и игры.
4) Проблемой последних лет для всего общественного радио стал
неэффективный сбор оплат за пользование радиоприемниками, которые наряду
с продажей эфирного времени являются основным источником доходов радио.
5) Одним из главных конкурентных преимуществ является оперативность
предоставления новостей в эфир. Все выходы ведущего в прямом эфире.
Важно отметить, что новости не повторяются!
6) Что касается новостей... Приятно удивило их наполнение. «Ставки» не
делаются на «негатив»!!!
7) Что касается сотрудников, то основной штат в программных службах (до
20 чел), однако коммерческая служба (в среднем) состоит из 4-5 человек.
8) Самые высокие рейтинги прослушиваемости радиостанции в утреннее
время.
9) Некоторые из радиостанций оказывают информационную поддержку местным
артистам.
10) Радиостанции имеют свое интернет вещание. Как правило, со скоростью
не выше 128 килобит в секунду.
11) Что касается трудового распорядка, то на некоторых радиостанциях
рабочий день начинается аж с 5 утра!
Подводя итог вышеизложенному, могу сказать, что мнение о польских
радиостанциях исключительно положительное! Коллеги действительно,
стараются повысить культурный уровень слушателей, а не ставят цель как
можно больше заработать. И, что удивительно, радиостанции процветают и
развиваются. Поэтому нам с Вами не стоит забывать, что мы В ПЕРВУЮ
ОЧЕРЕДЬ СМИ.
Что касается опыта работы, то особой конкретики в проектах и PR польских
радиостанция я не услышала (а жаль!)... Эта тема меня особо
интересовала, т. к. мы относимся к сетевикам... Но, в конце поездки, я
познакомилась с сотрудниками "Дорожного радио" и "Радио Рекорд", поэтому
обмен опытом, контактами и проектам таки произошёл.
Radioportal.ru