Владимир Кара-Мурза: Президент Дмитрий Медведев подписал указ о создании общественного телевидения в России. Об этом глава государства заявил на четвертой расширенной встрече в формате Открытого правительства.
Общественное телевидение заработает с 1 января 2013 года. На первом этапе общественное телевидение будет финансироваться государством через кредитную схему. Медведев уточнил, что подписал указ о включении Общественного телевидения в первый мультиплекс (в первый пакет программ), что означает бесплатный прием этого канала на всей территории страны. При этом он считает, что Общественное телевидение может быть создано на базе телеканала "Звезда". По его словам, "такая возможность есть и может быть она - одна из наиболее простых".
Глава государства подчеркнул также, что в законе содержится прямой запрет на вхождение в руководство Общественного телевидения государственных служащих, лиц, замещающих государственные должности, а также депутатов Госдумы и членов Совета федерации. Управляющий орган общественного телевидения будет формироваться через Общественную палату.
Высшим должностным лицом автономной некоммерческой организации "Общественное телевидение России" станет генеральный директор, назначаемый президентом сроком на 4 года, он же станет главным редактором Общественного телевидения.
О том, может ли быть подлинно независимым телевидение, управляемое из Кремля, мы сегодня беседуем с секретарем Союза журналистов России, главным редактором сетевого общественного телевидения Игорем Яковенко. К нашему разговору подключился Михаил Федотов, председатель президентского совета по правам человека, доктор юридических наук. Совпадает ли тот указ, который подписал президент Медведев, с теми наметками, с теми проектами, которые представляла ему группа, руководимая вами?
Михаил Федотов: Наша рабочая группа предлагала несколько иной вариант, но некоторые положения были использованы.
Владимир Кара-Мурза: Как бы вы ответили на главный вопрос нашей программы: может ли быть подлинная независимость телевидения, которое создается по указу президента Медведева?
Михаил Федотов: Я думаю, что дело не в том, по чьему указу создается. Я абсолютно убежден в том, чтобы как раз президент Медведев очень хотел бы, чтобы это общественное телевидение было максимально отделено от государства. Мы с ним разговаривали на эту тему, и он мне как раз сказал, что это очень важно, чтобы это телевидение было подлинно независимым и от государства, и от коммерческих структур. Именно поэтому была принята идея целевого капитала, который формируется их разных источников. И те, кто его формирует, они не могут эти деньги забрать назад и они не могут никак управлять этими деньгами. Этими деньгами управляет управляющая компания, которая работает на рынках ценных бумаг. То есть здесь создается действительно буфер между источниками финансирования и самой телекомпанией. В каком-то смысле это соответствует нашей идее, которая была выработана нашей рабочей группой, которая сводилась к тому, чтобы создать фонд общественного телевидения, так мы предлагали назвать и, более того, мы предлагали, чтобы этот фонд финансировал не только деятельность телеканала, но и какие-то проекты, связанные с общественным телевидением, общественной службой, служением общественному интересу, которые могут быть и на других телеканалах, в том числе и на сетевых. Так что эта идея была воспринята, слава богу. Хотя очень многие наши идеи были просто проигнорированы. Например, мы говорили, что общественное телевидение во всем мире живет вместе с общественным радио. Куда же оно делось? Здесь его нет. Но то, что в качестве точки базирования используется канал "Звезда", как раз открывает возможность для того, чтобы эту проблему решить. Потому что у "Звезды" есть и телеканал, и радиоканал.
Владимир Кара-Мурза: Обсуждался ли вопрос, чтобы вы возглавили Общественное телевидение?
Михаил Федотов: Нет, никогда. И с какой стати? Я не телевизионный человек, никогда не работал на телевидении, это не моя профессия.
Владимир Кара-Мурза: Мы просто проверяем сведения, которые выдвигает пресса. Как по-вашему, совпадает тот указ, который подписал президент Дмитрий Медведев, с какой-либо из существующих моделей Общественного телевидения?
Игорь Яковенко: Я думаю, что Медведев не является субъектом российской политики. Поэтому, что он хотел и что он делает – это вряд ли имеет существенное значение, я сейчас говорю о фактической стороне дела, не юридической. Я полагаю, то, что создано, то, что будет в результате произведено – это некоторый муляж. Потому что телевидение, где руководителя назначает президент, где все советы контролирующие контролирует президент в конечном итоге, а выдвигает членов этих советов еще один муляж под названием Общественная палата. Смотрите, кто из медийщиков там находится: там Гусев, Сунгорукин, по сути дела некая обслуга Путина, его доверенные лица. Так что здесь, конечно, никакой независимости от государства не предусмотрено.
Вторая проблема заключается в том, что когда общественное телевидение создается на базе, прямо скажем, не самого первого, не самого главного, а второстепенного канала, который не входит в первую пятерку, при этом остается государственная монополия у первого, второго, четвертого телеканала, то есть это фактически государственные телеканалы, они доминируют на медийном рынке, они составляют основу медийного пространства, в этой ситуации создание небольшого общественного канала выглядит как издевательство.
Потому что сам факт параллельного существования общественного и государственного телевидения несколько парадоксален. Потому что если общественное представляет интересы общества, а государственное интересы государства, то получается, что интересы общества и государства друг другу противоречат, что у них разные интересы. По факту может быть так. Это означает, что у нас либо нет государства, либо очень больное.
В целом я могу сказать, что в нынешней ситуации общественное телевидение не вписывается вообще в модель политической жизни страны. Поэтому оно может создаваться только снизу. То, что сегодня делает власть – это некие муляжи. Общественное телевидение может родиться либо как результат серьезной политической структурной реформы, которой нет пока и не предвидится, либо снизу вырасти как некий процесс самоорганизации граждан, создающих параллельную страну, параллельную жизнь, независимую от государства, которые будут разламывать нынешнюю политическую структуру. Мне представляется на сегодняшний момент второй путь более реальным. Хотя поживем – увидим.
Читать далее на Радио "Свобода"