1. Как Вы оцениваете первые результаты введения цифрового вещания?
В Норвегии цифровое радио работает уже 15 лет со дня первых испытаний. Но, хотя на сегодня оно охватывает 80% населения, для его окончательного прорыва нужно еще большее покрытие, чтобы цифровое радио смогло по-настоящему заменить FM. Как планируется, это произойдет к 2017 г.
Некоторый опыт, однако, уже был получен. Маркетинговое исследование, проведенное 3-4 года назад, показало, что бóльшая часть пользователей DAB довольна опытом прослушивания, жалобы имели всего около 5% респондентов. С технической точки зрения, DAB работает хорошо, особенно при уличном и мобильном прослушивания. Прослушивание в машине очень важно в Норвегии, а топографические особенности страны делают FM-покрытие очень сложным. DAB хорошо работает в местности, где происходит сильное отражение радиоволн, цифровой сигнал обеспечивает стабильный прием в районах, где FM-сеть испытывает проблемы. Говоря о наиболее интересной черте DAB-вещания, возможности дать слушателям доступ к большему числу радиоканалов, пока трудно оценить ее эффект. Это связано с тем, что бóльшая часть прослушивания радио происходит в формате FM-вещания. Это будет меняться, поскольку сомнения людей по поводу перехода на DAB были связаны с неуверенностью в его будущем, а также с отсутствием полного покрытия. Первая проблема была разрешена, после того как в прошлом году правительство Норвегии выпустило "белую книгу", подробный разъясняющий документ о цифровом вещании, а отличное покрытие будет обеспечено в течение следующих 2-3 лет.
2. Что изменилось в работе общественных и коммерческих вещателей после перехода на цифровое вещание?
У общественной вещательнй компании NRK уже много лет существует несколько радиоканалов, которые распространяются только в цифровом формате. У этих радиоканалов есть редакции, которые отвечают за контент, полностью или частично предназначенный для цифровых каналов. Многие каналы имеют и FM-, и DAB-вещание, и для них, изменения, связанные с переходом на DAB-вещание не столь значительны. Уже были приняты ряд решений о масштабе и видах услуг, которые будут предоставляться в рамках DAB-вещания, однако пока основной акцент по-прежнему делается на FM-вещании. Тем не менее, уже в прошлом году, после публикации "белой книги", делалась работа, связанная с планирование новой цифровой реальности. Это касается и коммерческого сектора. Сегодня существует семь коммерческих каналов в DAB-формате, и 13 – у NRK. Реструктуризация палитры каналов, вероятно, произойдет в течение следующих лет, планы на этот счет пока остаются конфиденциальными.
3. Каковы финансовые результаты перехода на цифровое вещание: насколько затратным оказался этот переход на цифровое вещание, закупка оборудования, были ли государственные субсидии?
Поскольку переход от FM-вещания к цифровому пока далек от завершения (а та его часть, которая касается аудитории, вообще только началась), сейчас слишком рано давать окончательный ответ на этот вопрос. План состоит в полном переходе на цифровое вещание только к 2017 году, причем до отключения FM-передатчиков предусматривается переходный период, когда будет параллельное вещание. После полного перехода на цифровой стандарт, затраты NRK на распространение сигнала будет примерно таким же, как сейчас, а число общенациональных радиоканалов возрастет с трех до примерно тринадцати. Для коммерческих вещателей, обязательства которых в отношении покрытия DAB-вещания гораздо скромнее, стоимость распространения одного канала снизится на 80-90%, а общее число национальных каналов коммерческого вещания возрастет с двух до двадцати. Кроме этого также будет отменен лицензионная плата (license fee) за прием национальных радиоканалов. Таким образом, даже до завершения строительства цифровых сетей, легко увидеть, каким образом DAB-вещание улучшит экономические условия для коммерческих радиостанций в общем. А в случае NRK – даст возможность предоставить больше услуг, с более высоким качеством покрытия и по той же цене, что и FM-вещание.
4. Как продается цифровое радио? Какие изменения произойдут в подходах к продажам на радиостанциях?
Опять-таки, пока нет достаточного опыта для того, чтобы ответить на этот вопрос, но что-то можно сказать уже сейчас. Переход к бóльшим объемам цифрового распространения сигнала приведет к тому, что продажи радиорекламы будут происходить на большем числе платформ, в частности, в ближайшем будущем приобретет большое значение Интернет. Это произойдет и с DAB, и без него. Сегодня радио и FM – почти синонимы, что выражается и в продажах рекламы на радио.
Даже внутри самого вещательного формата DAB логика должна измениться в какой-то степени. Многоканальные коммерческие пакеты давно не новость, но они будут становиться все более важными и более распространенными в цифровом мире. Для вещателей расширятся возможности предлагать пакеты радиоканалов, все более ориентированных на целевую аудиторию, и это должны использовать организации, занимающиеся маркетингом и продажей рекламы. Необходим постоянный и детальный маркетинговый анализ для того, чтобы суметь воспользоваться мультиканальной стратегией, но потенциально именно это сможет усилить положение радио относительно других СМИ. Хорошее понимание аудитории и её отношения к вам как к вещателю скоро станет необходимой инвестицией. С другой стороны сбор рыночных данных в Норвегии уже хорошо развит, и основные механизмы для работы с мультиканальными операциями уже существуют. Поэтому переход от FM-вещания к цифровому, станет скорее эволюционными, чем революционными.
5. Цифровизация даст возможность увеличить количество станций, а какие типы контента могут быть востребованы на рынке?
Какие концепции каналов возникнут в рамках DAB-вещания, пока никому не ясно. Возможно исключение составляет небольшое число людей, которые работают в крупнейшие вещательные компании Норвегии. Справедливо будет заметить, что сейчас в Норвегии нет общенационального канала, посвященного рок-музыке, нет общенационального круглосуточного новостного канала на FM, только на DAB.
Раскрытие точных формул каналов, планируемых в рамках DAB-вещания, сегодня невозможно – вещатели предпочитают держать эту информацию при себе по вполне естественным причинам. Но тот факт, что они инвестируют в новую платформу, указывает на то, что они видят свободные ниши на рынке, будь то музыка, разговорное радио или другие концепции.
Для NRK вопрос о новом контенте стоит немного иначе, чем для коммерческих вещателей. Компания уже имеет тринадцатьрадиоканалов, но только три из них вещают на всю территорию страны в FM-диапазоне. Все тринадцать вещают в формате DAB (и в Интернете), DAB при этом охватывает на настоящий момент 80% населения. Этот пакет из тринадцати каналов может претерпеть некоторые изменения в ближайшем будущем, однако план состоит в обеспечении 99% населения десятью-пятнадцатью (это мое предположение) каналами вместо трех к 2015 г.
Крупнейшие коммерческие вещатели также распространяют контент в Интернете, его легко можно добавить к DAB. Кроме того, некоторые местные FM-радиостанции могут сейчас вещать на всю страну, поскольку их контент не имеет сильной географической привязки. Расширение некоторых каналов за счет DAB-формата, поэтому возможно без увеличения расходов на производство. Добавив национальные каналы, которые уже вещают сегодня в FM-формате, мы приблизимся к заполнению специально выделенного коммерческого DAB-мультиплекса.
6. Цифровое радио дает возможность визуализации контента (использовать фотографии, видео и проч.). Чем цифровое радио должно принципиально отличаться от цифрового телевидения?
На этот вопрос по-разному ответят даже самые квалифицированные специалисты радиоиндустрии. В Норвегии до настоящего времени визуальный аспект цифрового радио был использован пока только на самом базовом уровне (отправка логотипов, и, в небольшой степени, реклама в формате неподвижного изображения). Как это будет развиваться, пока не ясно.
По моему личному мнению, радио должно всегда полагаться на аудио как на свой сущностный контент. В этом состоит и будет состоять его основное отличие от телевидения. Это вовсе не означает, что не должно быть никакого визуального контента, но он должен выступать в качестве дополнения, а не несущей конструкции. Возможность использования радио в самых разных условиях основывается на том, понять суть программы, быть в курсе того, что происходит вокруг вас, вы можете, просто слушая. Эта черта радио останется важной, поскольку именно это существенно отличает его от других видов СМИ и позволяет ему органично интегрироваться в новый опыт. Сегодня мы наблюдаем тенденцию к использованию нескольких видов медиа одновременно, и радио очень хорошо вписывается в этот тренд, благодаря своему концепции "главное – аудио". При этом появление гибридных интерактивных радиоприемников, сочетающих вещание и Интернет-протоколы, с возможностью демонстрации изображения, также станет важным, поскольку расширит опыт прослушивания радио, а также создаст возможности для более передовой рекламы.
Основной опыт работы Ярле Рууда связан с бытовой электроникой – как с продажами, так и с управлением продукцией. Являясь менеджером по продукту телевизионного направления компании "Панасоник Нордик", он принимал непосредственное участие в переходе от аналогового к цифровому вещанию в странах Скандинавии. Затем он пришел на Digitalradio Norge, чтобы работать над переходом норвежского радиовещания на цифровой стандарт. Его обязанности включают координацию деятельности с органами власти, работу с прессой и с информацией, ориентированной и на представителей индустрии , и на потребителей. Основной фокус его текущей работы – подготовка радиослушателей к переходу с FM- на DAB-вещание в 2017 году.