В июне Гильдию издателей печатной продукции возглавил новый президент. До избрания главой ГИПП Сергей Моисеев почти девять лет был министром по делам печати и информации Правительства Московской области. Он верит в бумагу и в цифру и видит задачу в том, чтобы отрасль чувствовала себя комфортно на рынке и в отношениях с государством. Об этом он рассказал в интервью.
Сергей Николаевич, расскажите о вашей работе в качестве министра по делам печати и информации правительства Московской области.
- Минпечати Подмосковья – одно из крупнейших региональных информационных объединений России. Туда входило и телевидение и радио, но прежде всего – это крупный издательский и полиграфический конгломерат. Минпечати стало учредителем почти 70 редакций газет и журналов, которые выпускают более 100 печатных изданий с разовым тиражом более полумиллиона экземпляров. Речь идет о районных и городских СМИ, областных средствах массовой информации. В наше ведение входили и издательско-полиграфические комплексы. В целом в системе министерства занято более 10 тыс. человек. Конечно, мы очень тесно сотрудничали и со СМИ иных правовых форм: муниципальными, частными.
Главное, что я считаю своим достижением – это то, что районные и городские газеты получили хороший импульс для развития. Они по-настоящему популярны, их тиражи растут, стал более современным внешний вид.
Сейчас издатели активно развивают цифровые версии, которые, как считается, уже в ближайшем будущем станут для газет и журналов не менее важными платформами, чем традиционная бумага. А как все это смотрится из регионов?
- Из регионов это смотрится так, что им нужно быть мобильными, активно осваивать те возможности, которые дают новые технологии. Тем не менее, я уверен, что в обозримом будущем главным носителем здесь останется печатный. Это связано со многими причинами, в том числе и с недостаточно высоким до сих пор уровнем проникновения Интернета в небольшие города и сельскую местность. Тиражи районных и городских газет не падают, а растут, что, в общем-то, совпадает и с мировой тенденцией локализации СМИ.
Так что вывод мой таков, что мы, конечно, должны идти в ногу со временем, но не стремиться слишком уж опережать прогресс, не забывать, что и издательское и полиграфическое дело по-прежнему остаются хорошим бизнесом и играют важную социальную роль.
Ваши главные приоритеты на посту президента ГИПП
- Они традиционны. Конечно же, это создание комфортных условий для развития издательского бизнеса во всех его ипостасях. Нам предстоит усилить лоббистскую деятельность в пользу того, чтобы пресса существовала в цивилизованном рынке, в том числе и с точки зрения экономических льгот.
По понятным причинам я поддерживаю и развитие регионального направления в работе ГИПП, которым она занималась в последнее время. Здесь, мне кажется, большие резервы и для расширение состава Гильдии, и для востребованности ее услуг. Так что продолжим экспансию в регионы.
А какие, на ваш взгляд, проблемы отрасли требуют первоочередного решения?
- Не скажу тут ничего нового. Это доведение до конца решения вопросов о списании тиражей и о снижении пошлин на импорт мелованных бумаг. Эти вопросы иногда называют вечными, но думаю, что с высокой степенью уверенности можно сказать, что они будут решены.
На отчетном собрании ГИПП шла речь о том, что она должна активнее участвовать в разработке программы разгосударствления СМИ…
- Это слишком сложный процесс, чтобы к нему подходить с какой-то одной меркой. Главная переменная здесь – экономическое положение региона, платежеспособность населения. У нас есть территории, где пресса либо останется государственной, либо ее не останется вообще. В любом случае, ГИПП не должна оставаться в стороне от процесса хотя бы потому, что здесь собраны крупнейшие игроки с колоссальным опытом работы в рыночных условиях, выстоявшие в самых разных кризисах. Их опыт неоценим для всей отрасли в бурные времена перемен.