Бывший главный редактор русского Esquire и бывший главный редактор «Большого города» — о том, нужно ли СМИ обсуждать самих себя, и о том, чем российская журналистика отличается от американской.
Бахтин: Поскольку я не читаю газет и журналов, о нынешнем состоянии медиа я сужу по тому материалу, в изготовлении которого мы сейчас участвуем. Я очень люблю журнал «Афиша». Но вот зачем-то он присылает корреспондента и фотографа за 740 километров от Москвы в пионерский лагерь, где мы ходим в грязных сапогах, для того чтобы взять интервью у человека, которого уволили из журнала, и человека, который ушел из журнала, потому что видеть больше журналы не мог. Мне кажется, в последнее время происходит какой-то инцест интервьюируемых и интервьюеров. Маленькая самовлюбленная группа людей берет друг у друга интервью и печатает друг про друга журналы. Медиа стали похожи на девочку. У них есть два основных признака: первый — они очень некрасивые и неинтересные, а второй — им по определению нужно всем нравиться. Это очень утомительное сочетание. Ни одного журнала, ради которого стоило бы прибегать утром в киоск, нет.
Дзядко: Понимаешь, мы немножко в разных ситуациях. Ты в этой точке уже давно, а меня чувство освобождения от этого странного занятия еще до конца не накрыло. В «Большом городе» можно было рассказывать большому количеству незнакомых тебе людей самые разные истории. «Большой город» был построен как частный разговор с частным человеком. Компания е…анатов делает журнал, которому все издатели на протяжении 10 лет тщетно пытаются придумать полку в магазине и ни один не может эту полку найти — ее нет. Значит, ты работаешь с этим отсутствием полки — и можно использовать этот прекрасный недостаток на пользу неформатного издания с немаленьким тиражом. Как говорит наш товарищ, был такой случай. Помнишь, все обсуждали роль Сталина, фальсификацию истории и прочее? И какие-то прежде не подозревавшиеся в маразме люди вдруг стали говорить об эффективном менеджере и прочую лабуду. Я думал, как этот удивительный разрыв памяти преодолеть, как безусловной вещи вернуть ее безусловность, ну и тупо — как рассказать о том, кто такой этот живой и важный для всех Сталин? Можно напечатать 700 колонок Лошака, Рейтер или Сапрыкина, но когда ты просто листаешь слепые развороты с фамилиями людей, убитых в конкретный год, это выстреливает гораздо сильнее. Мы напечатали 10654 фамилии людей, расстрелянных с 10 января по 18 августа 1937 года только в Москве. Только имя, фамилия, род занятий. Это не имеет прямого отношения к журналистике, но это один из способов, которым сейчас нужно разговаривать с людьми.
Бахтин: Это было интересно, но длинно. Что больше всего тебя бесит?
Дзядко: То, что когда мы этот номер сделали, 50 человек сказали, что мы окончательно ох…ли, и стали спрашивать, зачем в бесплатном журнале печатать имена расстрелянных 70 лет назад людей. Впрочем, они были, конечно, правы. Были и другие, которым эта история понравилась. Но были еще третьи люди, о которых никто не подумал. Люди, голоса которых я никогда не услышу. Их все время выключают из этих разговоров про медиа и всей фейсбучной х…ни. Вот обычная советская очередь. В этой очереди очень разные люди. Но только трое из них напишут мемуары: один расскажет, какая плохая была советская власть, полтора — какими необыкновенно резиновыми были сапоги при советской власти. У остальных нет голоса, они ничего не рассказывают. И дальше условный Путин или условный Андропов говорит: «Да, вот есть такая кучка е…анатов, один процент, который читает OpenSpace, Look At Me и Esquire. И этот один процент все время говорит какую-то х…ню про советскую власть, про Путина. А есть большинство, которое ностальгирует и хочет возвращения в СССР». На самом деле — ни х…. Вы их просто не слышите и с ними не говорите.
С 2003 по 2005 работал главным редактором журнала FHM. В 2005-м стал главным редактором русской версии журнала Esquire.
В 2011 году уволился из Independent Media и занялся организацией детского лагеря под Москвой на 15000 человек. Пока проект носит рабочее название «Страна детей».
Филипп Дзядко
Выпускник историко-филологического факультета РГГУ. В начале 2000-х был редактором отдела культуры «Полит.ру». В середине 2000-х работал редактором в журнале Esquire. В 2007-м стал главным редактором журнала «Большой город». С мая 2010-го ведет вместе с братьями программу «Дзядко 3» на телеканале «Дождь». В мае 2012-го ушел из «Большого города» после конфликта с акционерами.