"В июле 2012 на рынке московской и национальной радиорекламы наблюдалась нехарактерная для этого месяца активность – обороты радиостанций до вычета скидок выросли сразу на 24% по отношению к июлю прошлого года. Откуда такой рост, когда рынок, казалось бы, «уходит на каникулы»? Будем разбираться в причинах"
Мария Смирнова, эксперт радио рынка
Первое и вполне логичное обоснование росту бюджета – увеличение проданного инвентаря, то есть рекламного времени. По данным TNS Radio Index, в июле 2012 рекламодатели купили на 10% больше рекламного времени в московском и национальном радиоэфире в сравнении с тем же периодом прошлого года. При этом в июле 2011 наблюдалась противоположная ситуация: рекламного времени по отношению к июлю 2010 было продано на 12% меньше.
Спад на рынке в прошлом году объяснялся заметной пассивностью клиентов из банковского сектора. Рост рынка в этом году произошел благодаря строительному и автомобильному секторам, которые увеличили свою активность по сравнению с 2011 годом на все 100%. Первые – за счет новых клиентов ОТКРЫТЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, НДВ, корпорация ЛИДЕР, URBAN GROUP, ТЕХНОНИКОЛЬ, ОРГСТРОЙИНВЕСТ, ЮНИС, НЕБОСКРЕБ РИЭЛТИ. Вторые – благодаря увеличившим свои рекламные бюджеты автомобильным компаниям FORD MOTOR CO, JAGUAR LAND ROVER и VOLKSWAGEN, а также клиентам TOYOTA, РОЛЬФ, KIA MOTORS, BMW, ЛУКОЙЛ, RENAULT и ТНК-BP, которых не было на рынке год назад.
Чуть менее заметно, но все же вырос сектор «Медицина» - в июле 2012 сразу два «медицинских» клиента (Фармстандарт и Тэском) вошли в ТОП-5 рекламодателей по объему бюджетов, потраченных на радио, а сама категория оказалась на второй строчке в июльском рейтинге категорий. И это не удивительно, ведь фармацевтические компании – это те клиенты, которым всегда есть, что рекламировать, не зависимо от времени года. Поэтому, если поправки к закону «О рекламе», запрещающие продвижение безрецептурных препаратов, все-таки одобрят, то рынок радио потеряет около 15%, что не так просто будет компенсировать за счет ожидаемых новых денежных поступлений, переведенных с «наружки».
Топ-10 рекламодателей в июле 2012. Сегмент Москва + сеть:
ЭЛЬДОРАДО (СЕТЬ МАГАЗИНОВ) | Ритейл |
FORD MOTOR CO | Автомобили, мотоциклы |
НАЦИОНАЛЬНАЯ СПУТНИКОВАЯ КОМПАНИЯ | СМИ. Полиграфия |
ФАРМСТАНДАРТ | Медицина |
ТЭСКОМ | Медицина |
NISSAN | Автомобили, мотоциклы |
IKEA | Ритейл |
ACTAVIS | Медицина |
TOYOTA | Автомобили, мотоциклы |
MEDIA MARKT | Ритейл |
Топ-5 рекламных категорий. Сегмент: Москва + сеть:
Топ-5 категорий в июле 2012. Сегмент: Москва + сеть | Топ-5 категорий в июле 2011.Сегмент: Москва + сеть | Топ-5 категорий в июне 2012. Сегмент: Москва + сеть |
Автомобили, мотоциклы | Ритейл | Автомобили, мотоциклы |
Медицина | Медицина | Ритейл |
Строительство и недвижимость | Автомобили, мотоциклы | Строительство и недвижимость |
Ритейл | Строительство и недвижимость | Медицина |
Банки и финансовые услуги | Развлечения | Сервис |
Вторым фактором, повлиявшим на увеличение июльских бюджетов, послужило повышение тарифов одного из ведущиех радиохолдингов.
Традиционно июль-август на рекламном рынке считается периодом «затишья», когда медиахолдинги готовы предложить клиентам большие сезонные скидки для привлечения рекламных бюджетов. Но в этом году в связи с тестированием вещания по орбитам «Европейской медиа группой» тарифы на рекламу на ряде станций этого радиохолдинга были увеличены на порядка 30%, что сказалось на общей картине.
По прогнозам, в первые недели осени рекламный рынок будет расти еще динамичнее: в связи с началом учебной поры, так называемой Back to School, активизируются клиенты из секторов "Бытовая и компьютерная оргтехника" и "Ритейл". При этом клиентский портфель будет по-прежнему строиться вокруг категорий "Авто", "Стройка", "Банки" и "Медицина".
Регионы:
Рынок региональной радиорекламы в июле 2012 развивался теми же темпами, что и сегмент Москва + сеть: здесь было продано на 11% больше рекламного времени, чем год назад. При этом по отношению к июню 2012 заметен небольшой спад, что вполне вписывается в рамки сезонных тенденций. Лидеры регионального рынка определились уже давно – это, прежде всего, Санкт-Петербург, Красноярск, Омск, Нижний-Новгород и Новосибирск. Не изменились они и в этом месяце.
Только ролики
Регионы: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ВОЛГОГРАД, ЕКАТЕРИНБУРГ, КАЗАНЬ, КРАСНОЯРСК, НИЖНИЙ НОВГОРОД, НОВОСИБИРСК, ОМСК, ПЕРМЬ, РОСТОВ-НА-ДОНУ, САМАРА, СОЧИ, УФА, ЧЕЛЯБИНСК
Локальная реклама
На базе данных TNS Media Intelligence
Город | Динамика к июлю 2011 | Динамика к июню 2012 |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ | 27% | -12% |
НИЖНИЙ НОВГОРОД | 15% | -11% |
ВОЛГОГРАД | 11% | -4% |
САМАРА | 14% | 1% |
РОСТОВ-НА-ДОНУ | 16% | 1% |
ЕКАТЕРИНБУРГ | 3% | 4% |
ЧЕЛЯБИНСК | 15% | -7% |
ПЕРМЬ | 3% | -1% |
НОВОСИБИРСК | -9% | -9% |
КРАСНОЯРСК | 5% | -5% |
КАЗАНЬ | 33% | 11% |
УФА | 25% | 13% |
ОМСК | -6% | -4% |
СОЧИ | -1% | -9% |
Портфель клиентов в регионах в июле 2012 остался таким же, что и в прошлом месяце. Если делать прогноз на начало осени, то в городах-миллионниках повторятся тенденции Москвы.
Топ-5 рекламных категорий. Сегмент: регионы:
Топ-5 категорий в июле 2012. Сегмент: регионы | Топ-5 категорий в июле 2011.Сегмент: регионы | Топ-5 категорий в июне 2012.Сегмент: регионы |
Ритейл | Бытовые услуги / Сервис | Ритейл |
Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция | Развлечения | Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция |
Автомобили, мотоциклы | Транспорт | Автомобили, мотоциклы |
Строительство и недвижимость | СМИ | Строительство и недвижимость |
Банки, фин. услуги и страхование | Строительство и ременот | Банки, фин. услуги и страхование |