Сергей Кормилицын, бывший главный редактор делового журнала The Chief, рассказал Лениздат.ру о том, почему закрылось издание, и о новом проекте – интернет-журнале "Шеф", который должен выйти на рынок СМИ этой осенью. Как уже сообщал Lenizdat.ru, заработная плата сотрудникам The Chief по-прежнему не выплачена.
- Сергей, информация о закрытии журнала The Chief появилась в июле. А вам когда стало об этом известно?
- Сергей, информация о закрытии журнала The Chief появилась в июле. А вам когда стало об этом известно?
- В конце июня, как и всей остальной редакции. Я уехал на неделю в пресс-тур на Аландские острова, организованный федерацией FIJET, планировал, вернувшись, начать работу над следующим выпуском "Шефа", а когда вернулся, внезапно узнал, что следующего выпуска не будет, и журнал закрывается. Честно говоря, это было довольно неожиданно: инвестиционный план по журналу The Chief был сформирован до конца 2012 года, подписан инвестором, и развитие издания шло по плану.
Тут нужно отметить, что журнал был проектом инвестиционным, еще не вышел в "ноль". После "развода" двух совладельцев "Шефа" в конце 2010 года Тимофей Кареба основал новое издание - The Chief Time и забрал в него все лучшие кадры – журналистов, дизайнеров, продажников. Владимир Хильченко решил не бросать издание The Chief и какое-то время пытался справляться силами тех, кто остался в редакции, но к осени прошлого года пришел к выводу о необходимости смены команды. Разумеется, в ходе этих перемен возникали определенные разногласия со старым коллективом, но это происходит всегда, когда приглашают "варягов". В итоге же, к этой весне журнал приобрел новый облик, как в плане дизайна, так и в плане содержания, и к концу текущего года должен был, согласно утвержденному плану, стать самоокупаемым. При этом планировалось восстановление филиальной сети, создание делового портала вместо существующего "пассивного" сайта журнала. Но всем этим планам сбыться оказалось не суждено.
Для журналистского коллектива ситуация сложилась довольно-таки неприятная, некрасивая. Пожалуй, хуже было только в газете Metro в 2004 году. Там в ходе смены журналистской команды сотрудников поставили в известность об увольнении в последний день. То есть, представьте себе, - люди пришли на работу и обнаружили заблокированные компьютеры, отключенные телефоны. По словам коллег, для них это был просто шок. В нашем случае все произошло несколько проще и вежливее, но не намного.
- И вы не знаете, почему так случилось?
- Могу только предполагать. В конце прошлого лета было во всеуслышание объявлено, что Владимир Хильченко собирается заняться созданием вертикально интегрированной нефтяной компании. На протяжении всего минувшего года эта тема "всплывала" в СМИ неоднократно: действия по формированию нового бизнеса нашим инвестором предпринимались самые активные. Вполне возможно, "сия пучина поглотила его в один момент": думается никому не нужно объяснять о том, что представляет собой нынешний топливный рынок. Почему это можно предположить? Дело в том, что обладание собственным СМИ для представителя крупного бизнеса означает не дополнительную прибыль, выраженную в дензнаках, а, так сказать, имиджевый капитал – возможность свободно высказывать свое мнение, выступать в качестве эксперта, фигурировать в качестве "лица с обложки". Поэтому закрытие издания – не будем говорить о конкретном журнале The Chief, возьмем шире – это свидетельство реальных проблем в бизнесе.
"Шеф" был, как я уже говорил, проектом инвестиционным. Должно быть, у инвестора просто кончились свободные средства. Причем кончились совсем: не хватило даже на выплату заработной платы сотрудникам.
Если это так, то Владимиру Ефимовичу можно только посочувствовать: для журналистов та сумма, которую он им не выплатил за выпуск апрельского и майского номера The Chief, конечно, значительна, но для бизнесмена такого уровня, как владелец холдинговой компании "Созвездие Водолея" это, как говорится, не те деньги. И задержка выплаты гонораров – признак очень неприятный.
- То есть, скандал с невыплатой зарплаты сотрудникам еще не улажен?
- Не в полной мере. Удалось полностью расплатиться только с внештатными корреспондентами. С штатными сотрудниками не так все просто: официальную зарплату, по договору, выплатили всем, но гонорары остались должны за два месяца. За два месяца – потому, что схема выплаты заработной платы предусматривала ее получение через месяц. То есть в марте – за январь, в апреле за февраль и так далее. Схема, конечно, "кривая", неудобная, но так было заведено до нас, и мы не стали ничего менять. А в результате сотрудники к первой декаде августа все еще не получили полного расчета за апрельский номер. Назывались разные сроки погашения задолженности по заработной плате – конец июня, 20 июля, - но воз, как говорится, и ныне там.
- А в новом проекте интернет-журнала "Шеф", про который Андрей Новиков рассказывал Лениздат.ру в конце июля, будет работать вся бывшая команда The Chief?
- Да, почти вся. Мы также собираемся привлечь некоторых московских и региональных журналистов, ведь интернет-журнал "Шеф" будет федерального значения. Главной особенностью проекта станет то, что он будет авторским, сформированным по тому же принципу, что и сетка радиопередач. То есть, это будет ежедневно обновляемый портал, читатели которого смогут точно рассчитывать, что во вторник они прочитают статью любимого колумниста, а, скажем, в среду к вечеру на сайте появится материал уважаемого ими аналитика, а, предположим, в четверг с утра – очередной обзор о спорте от уже хорошо знакомого им обозревателя. Сегодня и бумажная, и интернет-журналистика до предела обезличены. Это порождает массу проблем, в частности – падение престижа профессии журналиста. Авторский подход, на наш взгляд, это именно то, что нужно сегодня. Ну и, конечно, важна стабильность потока информации, постоянное обновление, появление новых материалов, интересных читателю. Думается, именно это, да еще умение работать с доступными далеко не для всех экспертами, спикерами и ньюсмейкерами станут основным конкурентным преимуществом портала.
- Но почему интернет, а не бумажный журнал?
- Потому что времена бумажной прессы уходят в прошлое. Чем дальше, - тем больше. Посмотрите, скажем, на "Фонтанку". Портал с пользовательской точки зрения не удобный, подчас хаотичный, но это 80 000 читателей в сутки и авторитет, которому может позавидовать практически любая петербургская газета. Думаю, лет через 5-7 объем печатной прессы снизится в разы. Вот, скажем, кто остался на петербургском рынке из глянцевых деловых журналов? "Топ-Менеджер" вышел в тираж, "Интербизнес" - тоже, про "Бизнес-Вумен" вообще не говорим, а теперь и The Chief – последний из старой когорты - прекратил существование. Остался The Chief Time. Могу только искренне и от всего сердца поздравить его команду, - все огромное поле делового глянца осталось за ними, и теперь они могут по-настоящему позиционировать себя как преемники того, старого "Шефа", издававшегося еще с 2001 года. Двум журналам одного характера, конечно, на такой маленькой территории как питерский рынок деловых СМИ было тесно, но теперь мы можем констатировать факт, что в споре между Владимиром Хильченко и Тимофеем Каребой победил владелец Chief Time. Искренне желаю коллегам удачи, пусть и в дальнейшем им также везет.
Так вот, в этой ситуации, когда число бумажных СМИ сокращается, когда приток рекламных материалов не окупает такие затраты, как печать, распространение, вхождение в розничные сети, создание делового издания на просторах глобальной сети – шаг более чем логичный и правильный. В начале осени мы, хочется верить, уже сможем познакомить читателя с нашим "новым/старым" проектом – электронным деловым журналом "Шеф", созданным и издаваемым командой The Chief.
- Сергей, а вы читали материал Лениздат.ру "Подвиги петербургских троллей: От Охта-Центра до Алых парусов", в котором вам приписывают звание основателя сети "блоггеров-троллей"?
- Читал. Должен признать, для меня это - прекрасная реклама: приятно видеть, когда высказанная тобою некогда идея превращается, в конечном счете, во что-то настолько масштабное. И забавно: в 2003-м, когда я предлагал создать армию "фейков" для раскрутки "Деловой Панорамы", мне сказали, что интернет - это детская игрушка, которая исчезнет через 10 лет. А теперь у каждой компании есть своя армия "ботов". При этом не важно, для коммерческих или политических кампаний их используют – принцип один и тот же. Правда, сегодня "тролли" - не самый новый и лучший способ формирования общественного мнения. В году 2007-2008 – да, это было на пике. А сейчас рулят "Твиттер" и социальные сети.
- Занимаетесь ли вы какими-нибудь ещё проектами?
- Нет, сейчас я без работы. Ну, то есть, конечно, не на бирже труда, а все равно за компьютером: нужно до конца года хотя бы вчерне завершить докторскую диссертацию. Получается довольно интересно и даже, местами, актуально, потому что ее тема – "Антикризисные мероприятия германского правительства в 1933-36 гг.". Иными словами, это исследование гитлеровского "экономического чуда", выход страны из пике мирового экономического кризиса. Пока новый проект не запущен, есть время на научные штудии. В конце концов, как было в свое время написано на Lenizdat.ru, "журналист и историк друг другу не мешают".
Нина Сомина