Интернет-СМИ, вопреки прогнозам, не смогут вытеснить печатную прессу в ближайшие годы — к такому выводу пришли эксперты Всемирного газетного конгресса, который вчера открылся в Киеве. Доходы от печатных СМИ падают, а от онлайн-ресурсов — растут, но интернет все еще занимает слишком маленькую долю в рекламных доходах издателей. Для Украины эта тенденция не менее характерна, утверждают отечественные издатели.
Рост онлайн-СМИ оказался не настолько активным, как ожидали мировые медиагруппы, заявили представители компаний на 64-м Всемирном газетном конгрессе, который вчера открылся в Киеве (подробнее см. стр. 1). Число читателей печатных изданий, согласно данным World Press Trends, в 2011 году на 300 млн человек превышает общее количество пользователей интернета (2,2 млрд человек), но лишь около 600 млн человек читают их интернет-версии. "Говорить о смерти печатных СМИ очень рано",— отметил заместитель гендиректора World Association of Newspapers and News Publishers (WAN-IFRA) Ларри Килман.
Даже несмотря на стремительный рост интернет-аудитории и падение доходов от печатной рекламы, доля цифровых версий СМИ в общей прибыли изданий остается невысокой, пояснил господин Килман. Так, на рекламу в цифровых СМИ в 2011 году, по данным Advertising Association, пришлось только 2,8% от общего объема сборов интернет-рекламы и 2,2% от объема сборов в прессе. При этом общие рекламные сборы изданий падают — если в 2007 году они составили $128 млрд (печатные и интернет-версии), то в 2011 году — $96 млрд. А сборы интернет-рекламы выросли с $42 млрд в 2007 году до $76 млрд в 2011 году. "Пока мы не сумели конвертировать наших читателей в потребителей нашей цифровой рекламы",— отметил Карлос Фернандо Линденберг Нето, гендиректор бразильской газеты Rede Gazeta.
Общий тираж печатных изданий в мире вырос по итогам 2011 года на 4,2%, но лишь за счет Китая и Индии, свидетельствуют данные World Press Trends. Тираж в Западной Европе и Северной Америке упал за последние пять лет на 17%. "Тираж снижается главным образом не из-за уменьшения количества читателей, сокращается количество покупателей. У нас есть аудитория, но у нас проблемы с бизнесом. Нужно инвестировать в основу, в новых людей и технологии. Но главное, что сказывается на нашем бизнесе,— это отсутствие свободы слова в большей части мира. Невозможно вести бизнес, если читатели не доверяют опубликованной информации",— подчеркнул Ларри Килман.
Украина следует глобальному тренду — онлайн-медиа растут на фоне стагнации традиционных СМИ, отметил CEO российской рекламной группы Media3 Максим Мельников. Согласно его отчету, темпы роста украинского рынка рекламы в интернете (59%) самые высокие в Центральной и Восточной Европе. Впрочем, Всеукраинская рекламная коалиция в своей оценке прошлогоднего рекламного рынка отмечает, что темп роста медийной интернет-рекламы замедлился почти вдвое, а рост контекстной рекламы носит технический характер.
Доля онлайн-СМИ в общем объеме украинского рекламного интернет-рынка невелика, отмечает президент и основной владелец крупнейшего украинского издательского холдинга United Media Holding Борис Ложкин. "Украина отстает от развитых стран Европы и США на 2-3 года. У нас процесс перехода прессы в интернет только начался",— считает он. Гендиректор ИД Sanoma Media Ukraine Юлия Стефанишина оценивает отставание Украины еще больше — в 5-7 лет. "Крупные украинские рекламодатели все еще с подозрением относятся к интернету, они не понимают, как он работает, а поэтому боятся вкладывать в него средства",— добавляет госпожа Стефанишина.
Одну из использующихся чаще всего схем монетизации онлайн-СМИ без рекламы предложило издание NY Times, которое ввело платный доступ за контент. По этой схеме сейчас работают также The Wall Street Journal и Financial Times. "Многие начали копировать NY Times и вводить полуплатный контент, но большинство таких газет пока не могут генерировать достаточный для поддержания бизнеса доход. Мы не знаем, как монетизировать все это, хотя нам известно, как читатели реагируют на рекламу и какими устройствами они пользуются. Так ли хорошо мы знаем свою аудиторию? Золотой век цифровой рекламы все еще впереди",— отмечает управляющий директор The Wall Street Journal Digital Network Раджу Нарисетти.
В Украине примеров коммерчески успешных изданий, которые бы отказались от печатной версии, перейдя в онлайн, нет, утверждает господин Ложкин. Модель платной подписки себя пока также не оправдала — ее пробовало ввести издание "Деловая столица", но уже через несколько месяцев отказалось от этой практики. "Во-первых, в Украине пока слишком мало ресурсов, ценных для потребителя настолько, чтобы он готов платить за них в интернете. А во-вторых, слишком мало потребителей этих ресурсов",— отмечает господин Ложкин. Большинство украинского платного контента можно отыскать в бесплатном доступе, соглашается госпожа Стефанишина.
Впрочем, и украинские, и международные эксперты сходятся во мнении, что в будущем интернет будет все больше вытеснять офлайновые СМИ. "Сейчас время для новаций и осторожного оптимизма. Журналисты берут судьбу в свои руки, заводят собственные блоги и увеличивают количество своих последователей. Сейчас мы работаем как стартап, и за пять лет изменились больше, чем за предыдущие 90",— отметил глава Forbes Мигель Форбс. По мнению Юлии Стефанишиной, первыми уйдут в онлайн именно деловые СМИ — для их читателей важна оперативность, к тому же практически вся их аудитория уже обеспечена интернетом. В Украине полностью отказались от печатной версии в пользу интернета уже два деловых издания — "Дело" и "Экономические известия". "Лайфстайл и глянец вряд ли исчезнут полностью — для наших читателей и рекламодателей важны само качество и красота печати",— добавляет она.