Беседа с Александром Кабановым, главным редактором и идеологом журнала «Шо», должна была быть посвящена кейсу о переходе издания в своеобразную издательскую нишу: полужурнал-полукнига, или, как говорит Кабанов, «коллекционное издание в твердом переплете». Но превратилась в разговор о культурологических издательских проектах и их экономике – хоть и грантовой, но экономной и расчетливой.
Проект «Шо» стартовал в 2005-м году как журнал культурного сопротивления, в котором было много культурного рафинада и актуального арт-радикализма. В 2008-2009-м году, когда с медиарынка ушли несколько изданий, в том числе и те, которых в «Шо» отчасти считали своими конкурентами, как-то «Афиша» и TimeOut, Кабанов журнал переформатировал. У «Шо» появилась твердая обложка, издание стало позиционироваться как коллекционное, а по контенту – ушло из ниши молодежных журналов, посерьезнело, и превратилось в «нетленку», аналитическое издание о современной культуре. Почти учебное пособие.
Опыт журнала «Шо» будет интересен тем, кто работает с грантовыми проектами либо привлекает меценатские деньги.
Александр Кабанов рассказывает «Редакторскому порталу» о переформатировании, позволившему культурному журналу выжить, и шире – о логике издания журнала о современной украинской культуре.
В словосочетании «украинский журнал о современной культуре» вряд ли слышится заманчивый шелест денег или плеск воды при покачивании редакционной яхты у берега собственного острова. Конечно же, «Шо» – проект, изначально грантовый, гуманитарный, существующий в достаточно разреженном культурном пространстве. Круг потенциальных рекламодателей узок: издательства, продюсерские центры, кинопрокатчики, музыкальные салоны, книжные магазины, рестораны, ориентированные на литературно-музыкальный контент, арт-галереи, театры… Деньгоемкость этого рекламного рынка смехотворна. Те же театры, музеи и книжные магазины едва выживают, а с запретом рекламы алкоголя и табака в Украине рухнуло много коммерчески успешных журнальных и газетных проектов. Опять же, читательская аудитория нынешних изданий о современной культуре не столь обширна. С ностальгией вспоминаешь времена «толстожурнального» бума начала 90-х, когда, к примеру, тираж журнала «Новый мир» превышал миллион экземпляров. А нынче ряды принтмедиа постепенно редеют. Даже продержавшиеся на рынке более 20-ти лет постепенно уходят в сеть. Поэтому журнал «Шо», по сути, единственный в своем роде, претерпевший множество полиграфических, дизайнерских, контентных трансформаций на протяжении 7-ми лет своего существования.
Но обо всем по порядку.
Redactor.in.ua