Никогда в медиа не было такой густой череды отставок. И дело уже не в политике, полагает АНДРЕЙ МИРОШНИЧЕНКО
Я думаю, цепь такая же, только другая и больше.
В кулуарах возник вопрос: является ли уход Елены Мясниковой с поста гендиректора ИД Sanoma Independent Media пресловутым звеном пресловутой цепи? Или выражение о звеньях относится только к череде политически мотивированных медийных отставок? (Тогда как в уходе Мясниковой политику трудно заподозрить.)
Действительно, Филипп Дзядко изначально говорил о политических материях: «Уход Кудрявцева складывается в картину общей политики: это звенья одной гребаной цепи». Так вот, отставка Мясниковой — это та же цепь или другая?Я думаю, цепь такая же, только другая и больше.
Дзядко удалось найти выразительный образ происходящего. Потому фраза и стала отраслевым мемом. Политические, казалось бы, отставки медиаменеджеров происходят на фоне общего профессионального сжатия медиаотрасли, обескураживающего снижения ее роли и влияния, снижения оценки и самооценки ее заправил. Люди в медиа понимают, что профессиональное (а не только политическое) будущее не блестяще, и каждая новая потеря, пусть бы и по политическим мотивам, — одновременно признак большого необратимого процесса. Обратно уже не отыграть.
Предположим на мгновение, что в политике все то же, но отрасль на взлете. Не конкурирует с интернетом, владеет умами людей — пусть даже в условиях ограниченной свободы, собирает очереди у киосков и заставляет дежурить у почтовых ящиков. Тогда всякие политические отставки рождали бы не безнадегу, а борьбу, создавали бы героев, лидеров преображения. Как это и было в конце 80-х, когда остаточное давление старой власти сформировало новую журналистику. Если СМИ на подъеме, то давление вызывает спортивную злость, улучшает качество и повышает тиражи.
Потому что тогда все понимали: да, давят, но мы в начале нового и большого пути, сейчас отступим, но ничего, еще придет наше время, оно вот уже. Сейчас все понимают: да, давят, но все и так само движется к финалу. Вместо сопротивления — обреченность. Вот и еще одна отставка сильного менеджера. СМИ продолжают слабеть, и это уже не вылечить. Ни у кого нет ни лекарств, ни желания, ни — самое для отрасли страшное — потребности.
Причины уныния — не столько в политическом прессинге (эка невидаль), сколько в этом ощущении ненужности. Если бы СМИ и их лидеры чувствовали, что они нужны обществу, уж они бы уперлись рогами. Отставленные стали бы героями, а не жертвами, досрочно упавшими с телеги, которая и без того громыхает под откос.
В этом смысле цепочка политических медийных отставок, о которой говорил Дзядко, вложена в большую цепь событий, отражающих сжатие отрасли в целом. Вот и Елена Мясникова в интервью Forbes свидетельствует, что весьма вероятно закрытие отдельных проектов внутри ИД. Да и сама реструктуризация ИД, которую проводят иностранные владельцы и которая привела к отставке Мясниковой, совершенно очевидно основана, мягко говоря, не на оптимистических прогнозах.
Уход креативных людей, инноваторов и стартаперов, с которыми связан недолгий золотой век новой российской журналистики, замена этих людей технологическими менеджерами, призванными резать «косты» и оптимизировать структуру, — явление, набирающее силу, о чем и говорит Елена Мясникова.
Кроме того, оптимизаторы безопасны в политическом плане. Нечто похожее произошло уже в том же «Коммерсанте», где уход Демьяна Кудрявцева можно в равной мере объяснять как политическими причинами, так и заменой креативных вожаков эпохи былого расцвета на технических оптимизаторов эпохи грядущей мумификации. Планов по захвату мира никто не строит, все думают о сохранении хоть каких-то жизнеспособных форм. Поэтому и нужны другие люди, больше нацеленные на бэк-офис, нежели на захват мира.
А тут еще и унылые политические трудности, добивающие раньше срока то, что было хотя бы интересно. Конечно, все это звенья одной цепи, если думать не о политике, а об отрасли.