С 1-го сентября 2012 года Валерий Калныш, ранее занимавший должность заместителя главного редактора «КоммерсантЪ-Украина» и отвечавший за неделовой блок в газете, возглавил редакцию. Свое первое интервью в качестве главного редактора украинского «Коммерсанта» Валерий дал для «Редакторского портала» во Львове, куда приехал по приглашению Школы журналистики Украинского католического университета – рассказывать студентам о принципах политического репортажа и принципах Ъ-журналистики.
- Валерий, ваше назначение – результат изменения модели менеджмента издательского дома «КоммерсантЪ-Украина»? Кто теперь за что отвечает?
- Андрей Гоголев, который ранее был главным редактором, стал шеф-редактором. Он будет отвечать за финансы и новые проекты ИД. Это в разы больше ответственности и времени, которое тратится. Я отвечаю непосредственно за газету.
- Что изменилось в вашей работе?
- Если раньше я отвечал только за общество, политику, культуру и спорт, то сейчас активно стараюсь интересоваться именно деловыми заметками. Это то, что в силу распределения полномочий проходило в стороне от меня. Поскольку тягаться в понимании тематики со Славой Садовничим, который является редактором отдела финансов, или с Антоном Онуфриенко, который отвечает за отдел бизнеса, я не могу, то в данном случае выступаю скорее как организатор и сторонний зритель. На мне они пробуют свои заметки – насколько текст понятен непрофессионалу. Если у меня не возникло вопросов, значит, и рядовой читатель поймет.
- Рынок деловой прессы в Украине достаточно насыщен, а аудитория его ограничена. Прибылен ли в таких условиях «Коммерсант»?
- Думаю, мы тут несколько по-разному оцениваем рынок. За год с него ушло два издания – «Дело» и «Экономические известия», прекратившие печататься и оставшиеся исключительно в интернете. Теперь их доля рекламы перетекает к нам. Для нас это хорошо, мы этому рады.
- Вы не собираетесь перебраться в онлайн вслед за ними?
- Нет. Бумага – это то, что надо сохранить в любом случае, потому что человек остается человеком. Ему не всегда интересно узнавать новости только из интернета. Он хочет подержать газету, посмотреть на нее, понять, что считается главным, а что второстепенным, соотнести, насколько его восприятие действительности совпадает с мнением редакции. Вопрос даже не в удобстве, а в практике и традиции. Я очень надеюсь, что традицию чтения бумажной газеты по утрам мы в «Коммерсанте» сохраним.
- То есть, вы верите, что бумажная пресса будет существовать дальше?
- Я уверен в том, что она будет существовать. Да, конечно же, схлопнется очень много изданий. Но я хочу, чтобы не схлопнулся «Ъ».
- А как обстоят дела у других проектов ИД «КоммерсантЪ-Украина», кроме собственно «Ъ»? Они приносят прибыль?
- Наши приложения для целевой аудитории – например, «Авто», «Финансы» - очень хорошо зарекомендовали себя и в финансовом, и в читательском плане. Они бесплатны и распространяются в виде вкладок в «Ъ». В сравнении с газетой там больше аналитики, это более эстетская, изысканная пища. Благодаря приложениям мы, несомненно, зарабатываем денег больше, чем зарабатывали бы без них.
- Вы анонсировали запуск радио. Будет ли это проект, аналогичный российскому «КоммерсантЪ FM»?
- Я очень хочу, чтобы оно появилось. Был бы счастлив назвать конкретную дату, когда это радио зазвучит в эфире. Но не могу. Потому что пока идея разговорной радиостанции только обсуждается. Для ИД это очень большое капиталовложение. К сожалению, собственных свободных средств на запуск радио у нас нет – это очень дорого. Напомню, в Киеве было несколько попыток перепрофилировать уже имеющиеся станции в разговорные. Но они оценили сумму капиталовложений и поняли, что на новостном радио заработать нельзя. Я думаю иначе. Думаю, что на разговорном радио в Украине заработать можно. В одной Москве, по моим (не самым точным) оценкам, работает восемь разговорных радиостанций, и они как-то окупаются.
Редакторского портала
Фото Анастасии Гавришовой