Год назад, когда российский издатель и редактор Леонид Бершидский прибыл в Киев, его приезд не внушал большого оптимизма. В способностях известного стартапера никто не сомневался. Другое дело, что все понимали: «лучший менеджер новых медиа России» вряд ли сядет писать статьи за «фокусников», как и не запустит на новую орбиту украинскую журналистику.
Кое-что ему удалось изменить. За год работы в Украине редактор-консультант группы деловых изданий УМХ реформировал «Фокус» и запустил Forbes.ua. Коммерческие показатели еженедельника подскочили, амбициозный же Forbes.ua имеет все шансы стать лидером делового сегмента.
Вклад Леонида Бершидского в контент изданий посчитать сложнее, хотя колонки для «Фокуса» он всё-таки писал :) Невероятным для журналистов стал сам опыт общения с ярким деятелем российских медиа, который, по его словам, здесь врос в новую новостную среду. Как он это делал, Леонид Бершидский подробно фиксировал в Facebook и в частых публикациях об Украине в российских СМИ.
Недавно господин Бершидский объявил о своём решении вернуться в Москву, предложив руководству УМХ потратить его оклад на привлечение сильных журналистов. Зачем и почему - он продолжает объяснять в регулярных скайп-интервью для СМИ Украины и России. Мы тоже воспользовались этой возможностью, дополнив историю его чатов вопросами, часть из которых после отъезда господина Бершидского задать будет некому :)
«Два варианта, что делать с января»
- Леонид, как журналистка профильного издания, спрошу за всю толпу :) Тренд сезона - серия ваших чат-интервью в скайпе - это по правилам дистанции, интервала или новых медиа?
- Я интервью даю только в скайпе, и вам тоже советую. Это очень удобно: журналисту не надо ни расшифровывать, ни согласовывать текст. При этом он получает живую реакцию интервьюируемого, эмоции и всё прочее. Для интервьюируемого это тоже удобно, потому что его поймут ровно так, как он хочет, ничего не будет переврано даже случайно.
- Ваше решение о более раннем отъезде в Москву для многих стало сюрпризом. Контракт с УМХ был заключён до конца этого года, и вы решили его не продлевать или расторгли досрочно?
- Контракт истекает в конце года. Впрочем, он всё равно достаточно неформальный, это скорее личная договоренность с Борисом Ложкиным и Надеждой Шаломовой.
Я решил не оставаться на следующий бюджетный год, чтобы проект мог распорядиться деньгами, которые я сейчас получаю, уже с начала 2013-го и соответствующим образом всё запланировать.
- Во время работы в Украине у вас наверняка появилось много знакомых. Не планируете ли привлекать украинских медийных специалистов к участию в российских проектах?
- Если у меня будет какой-то проект, в котором будут нужны такие люди, я, конечно, буду их звать. Не люблю нанимать по объявлениям.
- Какого рода проекты в России рассматриваете как перспективу для запуска с вашим участием? От кого поступают предложения о сотрудничестве?
- У меня сейчас есть два варианта, что делать с января, один довольно публичный, второй тихий и личный.
Подробнее не могу, к сожалению.
«Удалось вывести на новый уровень рейтинги,
которые для "Фокуса" главный хлеб»
- Какой инструментарий из вашего арсенала оказался наиболее эффективным в реалиях украинского рынка в рамках сотрудничества с УМХ? Какие методы и технологии для Киева пока не годятся?
- Я бы не сказал, что у меня есть какой-то особенный инструментарий. Просто я уже много раз проходил процесс запуска, поэтому могу провести его спокойно и без эксцессов где угодно, хоть в Уганде, хоть в Америке, хоть в Украине, хоть в России. Единственное ноу-хау в этом деле - не суетиться, как курица с отрезанной головой, просто спокойно собрать несколько входящих потоков и выпустить продукт, над которым люди будут честно работать. Это везде так.
- Какие задачи на этапе реформирования «Фокуса» были из разряда нестандартных? К примеру, в первые месяцы вашего кураторства еженедельник и сайт видоизменялись в плане тематики, структуры текстов. Дольше оставалось на прежнем уровне само содержание, публикации номера. Как мотивировали журналистов «Фокуса»?
- В «Фокусе» была только что назначена главред, которая никогда не работала в печатных СМИ - только репортером недолгое время, так что она поначалу плохо понимала производственные процессы. Это было несколько удивительно, но Тамара Бабакова, как оказалось, всё схватывает на лету, так что недоразумения длились недолго. Большинство изменений в журнале мы поначалу придумывали вместе с ней, или она придумывала, а я критиковал.
Тематика, дизайн, структура, правила работы - формальную сторону то есть - это всё можно было поменять достаточно быстро, мы и поменяли, тем более что изменения там назрели. Чтобы материалы стали лучше, надо много времени работать с каждым репортером. В «Фокусе» молодая команда, и они учились так быстро, как это вообще возможно.
Мотивировали? Ну, в основном возможностью писать без оглядки на собственников, рекламодателей, какое-то абстрактное тупое начальство, которое всегда хочет непонятного. Просто дали возможность работать.
- В течение этого года в бэкграунде «Фокуса» появились заметные проекты. К примеру, освещение парламентских выборов изнутри процесса кандидатом в депутаты Игорем Тупикиным. Какие еще публикации, имена засвидетельствовали переход проекта на новый уровень?
- Тупикин выступил потрясающе. По-моему, этот его проект заслуживал большего внимания со стороны остальной прессы - это была героическая история, и он ее здорово описывал. Ну, тут уж как вышло.
Я считаю, Тамаре и всем ребятам удалось вывести на новый уровень рейтинги, которые для «Фокуса» главный хлеб. Летом был блестящий проект с рейтингами городов, который показал, в чём, собственно, новый уровень и состоит. Фокусовские рейтинги перестали быть хоть в чём-либо произвольными: они теперь всегда основаны на достаточно строгих методиках, журнал всегда может четко объяснить, почему так расставлены места. Это большая заслуга Вики Ким и Леши Бутенко, а не только Тамары.
- Как вы оцениваете назначение Яны Мойсеенковой главредом «Фокуса»? Принимали ли вы участие в обсуждении и назначении этой кандидатуры? Почему вообще было принято такое решение?
- Тамара сама приняла решение уйти из главредов и заняться тем, что ей ближе, то есть онлайном, цифрой. Хотя когда она уходила, было много слез и всяческих причитаний, потому что редакция с ней сжилась и работала гладко и довольно радостно. К этому времени я уже не консультировал «Фокус», потому Яну назначали, меня не спросив. Соответственно, и оценки какие-то высказывать было бы с моей стороны некорпоративно.
- Какие стратегические задачи поставлены перед новым директором по развитию интернет-проектов Тамарой Бабаковой? Новая ли это должность в УМХ?
- Должность, по-моему, новая. Про задачи вам, наверно, лучше Тамару спросить.
- Спросим!
«Никаких ограничений для нас не существует. Угрозы - имели место, и не раз»
- Обходятся ли процессы слияния в УМХ без поглощений? Сначала были объединены бумажное издание и сайт «Фокус», теперь печатный и онлайн Forbes. Допустим, эта модель эффективна для производства, оптимизации, например, отдела инфографики. Но не превращает ли она роботу журналистов в конвейер, в котором нетленка станет уделом людей, готовых отдать работе всё свое время? Будет ли возможность у отдельных журналистов делать не «полтора материала в день», а заниматься журналистскими расследованиями, ездить в интересные командировки, днями размышлять над резонансной колонкой?
- В «Фокусе» слияние оказалось плодотворным - теперь, по крайней мере, одна команда делает весь продукт, все всех знают и понимают общие задачи, а также экономятся деньги, что в низкобюджетном проекте очень важно. В Forbes общая команда будет заметно больше, чем в «Фокусе», и один пул людей будет делать то, что в прежние времена назвали бы ежедневкой, и ежемесячник. Это очень интересная история для Володи Федорина, и я ему по-хорошему завидую, что ему предстоит такое исполнить.
Собирая команду сайта, мы сразу требовали от людей работы в самых разных форматах - писать самим, подтягивать внешних авторов, мыслить графически, работать и в новостном жанре, и в журнальном. Мы достаточно далеко продвинулись по пути универсализации. Большая команда универсалов, в которой люди пишут в разных форматах то для сайта, то для журнала, - это мечта, так должна быть устроена современная редакция. Собственно, к этому идет.
- Какая сейчас кадровая ситуация в редакции «Фокуса» и редакции Forbes? Судя по вакансиям, в «Фокус» постоянно нужны люди. Насколько сильна «текучка кадров»?
- В «Фокусе» текучка к концу «правления» Тамары остановилась практически, по своей воле никто оттуда уже несколько месяцев не уходил. Но некоторые вакансии за год так и не удалось заполнить, потому что не находили подходящих людей, а идти на компромиссы было не обязательно - журнал и так нормально выходил. Но там сейчас новый главред, и я подозреваю, что она захочет привести каких-то своих людей, что-то переставить в балансе тем.
В редакции Forbes сейчас станет возможно серьезное пополнение в связи с моим уходом - высвободятся деньги. Соответственно, будут отбираться люди.
Требования исключительно жесткие. Работать в Forbes трудно. Так что поиски будут идти некоторое время.
- Насколько интересен Forbes международный контекст? Рискованно отступать от общепринятых в украинских СМИ сугубо местных тем? Придерживаетесь ли плана, озвученного на презентации Forbes.ua, давать 80% локального контента?
- Мы делаем даже, пожалуй, 90%. Украинская публика очень украиноцентрична. За пределами нескольких звездных, попсовых тем и имен, все эти Эпплы, Гуглы, Цукерберги - иностранные истории тут нерелевантны.
- Бренд Forbes ассоциируется с неугодными власть имущим, с изобличающими публикациями. Как далеко позволяет зайти журналистам УМХ ситуация в Украине? Были ли в практике издания случаи угроз и преследования, судебные иски? Считают ли возможными издатели «Forbes-Украина» публиковать опасные для их авторов материалы?
- Ну, на мой взгляд, тексты нашего отдела расследований, да и вообще многие наши публикации довольно наглядно показывают, как далеко нам можно заходить. А именно, настолько далеко, насколько позволяют собранные доказательства. Никаких ограничений для нас не существует. Угрозы - имели место, и не раз. Юридические претензии мы получали. Судов за три месяца существования сайта не было, но они непременно будут, так что готовимся выигрывать. Журнал уже судился несколько раз, и там тоже люди получают и угрозы, и претензии, и неприятные звонки. Издатели принимают это как должное. Они понимают, что выпускают не просто локальный продукт, а Forbes.
- За счет чего у Forbes.ua такой трафик? Что повлияло на количество хостов-хитов больше - качество контента или продвижение?
- Если смотреть по статистике Bigmir, у нас от четверти до трети хостов дают прямые заходы. Значит, за это время сформировалась немаленькая группа людей, которым интересен наш контент. И надо сказать, что у наших основных конкурентов в категории гораздо больше «налитого» трафика, чем у нас. Исключения - только «Лига» и Finance.ua, ресурсы старые, привычные для аудитории. С другой стороны, у УМХ мощные ресурсы для продвижения сайтов - много популярных веб-площадок, откуда можно вести к нам трафик. Поскольку это не стоит нам реальных денег, это прекрасный бонус.
- Как обстоят дела с видеоспецпроектами Forbes.ua? На сайте мы их не нашли...
- Ну, мы потихоньку постим две серии видео - презентации стартапов в лифте и хобби богатых людей. Пока вышло всего несколько роликов. Когда соберется побольше, мы, наверное, сделаем для них отдельные мини-разделы. Тут проблема еще в том, что мы только что сделали редизайн, и в нашем responsive-макете плохо работает плеер, которым мы пользовались раньше. Там сейчас идут технические работы.
- Какие меры Forbes и «Фокус» будут предпринимать на случай кризиса, и насколько это довлеет над украинским медиарынком?
- Ну какие тут меры? Уволят всех и закроются :)
На самом деле бюджеты у обоих проектов минимально возможные, очень жесткие и кризисоустойчивые. При таких расходах проекты переживут даже серьезный спад на рекламном рынке.
В России из сайтов энтузиастов выросли проекты вроде LookAtMe
- Украинские деятели культуры ввиду усталости из-за ситуации в медиа, где авторская журналистика - неформат, всё чаще приходят к тому, что лучше уж создавать сайты, интернет-платформы без финансирования. Такие примеры есть и появляются, и они не вдохновляют ни визуальным качеством исполнения, ни хостами. Максимум, чего такие энтузиасты добиваются, - признания в отдельно взятой тусовке. Каким критериям, как минимум, должен соответствовать такой авторский проект, чтобы он был более заметен и известен?
- У Forbes есть договор с одним ресурсом такого рода, возможности которого теперь серьезно интегрированы в Forbes.ua. Это Platfor.ma. Команда этого сайта делает для нас анонсы всяких интеллектуальных событий (наш раздел «Самообразование») и пишет об этих событиях отчеты (чего они для своего сайта раньше не делали, а для нас вот стали, так мы договорились).
Такого рода ресурсы легко встраиваемы в «институциональные» проекты. Только тут надо, чтобы качество было надежным.
- Как бы запускался, будь на то ваша воля, Colta.ru, который недавно приостановил деятельность в связи с отсутствием финансирования?
- «Кольта» еще вернется, у меня на этот счет есть инсайд. Ребята всё правильно делают: гнут свою линию и удивляют надежным качеством даже без денег.
- Возможно, возьмут количеством авторов-альтруистов?
- Нет, всё у них будет нормально с деньгами. Хотя авторы-альтруисты у них тоже есть. Я им писал даром и еще буду, если потребуется.
- Простите, что вы имеете в виду? Они нашли источник финансирования?
- Я, простите, сказал всё, что мог. Но вы всегда можете спросить Степанову или Морева :)
- Не всякий русский редактор доступен для комментария... Почему-то так, в основном.
Ранее в своих публикациях вы отмечали, что симпатизируете журналу «Країна». Ваши вкусы разделяют многие продвинутые читатели :) Только вот со стабильностью журналу не везет, и авторов они нанимают всё больше молодых и неопытных. Тот ли это случай, когда изданию лучше отказаться от бумаги и перейти в интернет?
- Для меня удивительна ситуация, когда в стране, по сути, не востребован рынком креативный, яркий продукт на национальном языке. Я знаю много людей, которым интересно и приятно читать по-украински, а тут еще журнал сделан по-настоящему нетривиально. Но я плохо знаю, как он устроен внутри: может быть, команда продавцов слабая? Не только ведь международные бренды могут быть интересны рекламодателю.
Конечно, бумажный еженедельник - это формат архаичный и легко советовать всем его носителям идти в сеть. Как в сад. Но для меня загадка, почему они не делают больше с тем, что имеют. «Фокус» же вот прибылен, почему у этих ребят не получается?
- Судя по всему, ввиду экономической ситуации и осторожности, манёвренность - не про украинский медиарынок.
Во время пребывания в Украине, вы делитесь впечатлениями не только с пользователями Facebook, но и публикуете колонки, даете интервью на эту тему. Какие личности - в сфере СМИ, истеблишмента в Киеве и жизни вообще вам запомнились, и почему?
- Это очень долгий разговор. У меня в том же Фейсбуке появилось около тысячи новых украинских френдов, я встроился в совершенно другое, чем в России, новостное поле. При этом из истеблишмента я, пожалуй, никого и не знаю, разве что вижу этих персонажей в ресторанах иногда. У меня нет потребности общаться с истеблишментом, и как главред я могу позволить себе роскошь этого не делать. Вот был бы репортером, пришлось бы.
- Вы отмечали ранее, что украинский медийный рынок, по меркам российским, пребывает на этапе 2005 года. Насколько неповторима история его развития? И стоит ли украинским издателям ориентироваться на общий опыт широкой и масштабной, но всё же совершенно иной Российской Федерации?
- Думаю, что по-прежнему как-то так и есть. Украинский рынок отстает на 5-7 лет от российского. Ориентироваться на российский опыт, конечно, стоит - хотя бы в части вывода на рынок серьезных международных брендов: их здесь пока недостаточно, и рекламодатели принимают их благодарно. Российский опыт полезен и в онлайне - он показывает, что в сети могут окупаться качественные проекты, а не только дешевый трэш. Здесь тоже так будет по мере перетока бюджетов в сеть, который в России очень ясно виден сейчас. Но надо сказать, что есть же и другая часть рынка, которая растет «снизу», - вот эти проекты энтузиастов, независимые площадки и проч. В России из таких вещей выросли мощные проекты вроде LookAtMe. Тут тоже так может быть.
Фото Павла Довганя