Facebook за пару лет из интимного дневничка для друзей, коллег и родственников превратился в полноценное СМИ. Фотографии младенцев и пальм теснят новостные ленты «Коммерсанта» и «Ведомостей», новости любимых ресторанов, апдейты маркетинговых блогов и, конечно, смешные картинки из юмористических сообществ вроде «С нами стыдно, но весело». И котики (которые раньше просто строили умильные морды, а теперь все чаще ищут новых хозяев).
Если раньше Facebook был платформой для продвижения в том числе онлайн-ресурсов, то теперь сам стал таким ресурсом. Зачем покупать домены и сервера, нанимать дизайнеров и программистов, если на фейсбуке есть минимальные удобства и вся нужная вам аудитория все равно торчит здесь с утра до вечера? Конечно, можно завести блог, но его все равно придется раскручивать через Facebook: аудитория разных блогерских платформ встречается на фейсбуке.
Многие страницы брендов уже напоминают полноценные онлайн-журналы. Блогами их назвать язык не поворачивается: если в блоге главной целью было получить обратную связь, то на Facebook важнее протранслировать свое медийное сообщение и добиться вирусного эффекта.
Вся эта история — очередная часть плана «новых медиа» по захвату мира. Старейшим Facebook-журналам года по три, новые появляются каждый день. Особенно стремительно процесс создания альманахов стал развиваться, когда появился Timeline: большие красивые картинки в наше время, как известно, решают.
«Журналы» на Facebook есть самые разные: от юмористических до дизайнерских. Многие бренды свою SMM-коммуникацию решают как раз в формате такого журнала-мудборда: причем не только нишевые модные бренды вроде Walk of Shame, которые этот прием освоили уже давно, но и большие потребительские бренды вроде чая Akhmad и производителя сыров Unagrande.
От коммьюнити на Livejournal, которые были одно время главным источником информации для всех обо всем, страницы на Facebook отличает то, что постить в них может не каждый — то есть у каждой такой страницы есть голос и позиция. А это, как мы помним, один из главных признаков СМИ.
Журналы на Фейсбуке — новый формат где-то между блогом и твиттером, существующий параллельно тумблеру и пинтересту. Скоро, совсем скоро, когда бумажные газеты и журналы таки передут в разряд фетишистского удовольствия, эти новые форматы станут главными СМИ планету. «Видный издатель с пятью миллионами подписчиков на Facebook», «авторитетный твиттер-журналист», «глянцевый пинтерест-аккаунт». Если вдуматься, все уже так и есть. Осталось только снизить градус треша.
ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕНДА:
1. Декаданс на странице Macabre & Beautiful Grotesque
Альманах готического и декадентского искусства, у которого уже почти 370 тысяч подписчиков. Существует только на Facebook.
2. Журнал о журналах «Коректор»
Новое профессиональное «издание», в котором едко издеваются над российскими глянцевыми журналами.
3. Фэшн-журнал I don’t Want Realism, I Want Magic
страничка одноименного блога. Блог на Blogspot, c которого все начиналось, не умирает только благодаря формату GIF, который Facebook пока не поддерживает.
4. Шедевры рекламы
Вестник рекламного рынка, не столько рассказывающий о рекламных кампаниях (для этого есть adme.ru, сколько глумящийся над рекламными технологиями. 9000 подписчиков.
5. Камергерский и Столешников
Страница вообще-то создавалась вместе с одноименной газетой, но газета куда-то делась, а страница осталась, и даже довольно регулярно обновляется. Новости главного летнего lifestyle-ареала Москвы, что-то вроде районной газеты.
6. Ahmad Tea In Russia
целиком стилизована под английскую газету, которая публикует новости из английской же жизни.
7. Клуб любителей моццарелы
Страничка бренда итальяских продуктов Unagrande больше напоминает кулинарный журнал, чем промостраницу. Благодаря полезному контенту и массированной рекламной кампании страница набрала почти 80 000 подписчиков.
8. Женское сообщество «Косметичка»
Нынешняя страница на фейсбуке явно слеплена по образу и подобию всех девичьих журналов, точнее, обнажает их суть: бессмысленные советы об отношениях и практичные — о красоте.
9. design-dautore.com
Facebook-журнал о дизайне с 972 тысячами подписчиков, созданный итальянцами, но англоязычный. Хотя там почти нет слов, одни картинки. У журнала есть даже сайт, но он ведет обратно на Facebook.
10. «Заниматься сексом»
Вполне полноценная замена юмористическим журналам про сексиз 1990-х. 60 000 подписчиков, хотя реальная аудитория в разы больше.
11. Брендиториал
новый вид бумажного самиздата — так называемый «брендиториал».