Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) выдвинула на коллегии Роскомнадзора свои предложения по принципам включения региональных телеканалов в первый мультиплекс цифрового телевидения. До сих пор перспективы немосковских телестудий после перехода российского ТВ на цифру были неопределенными.
Предполагалось, что в первый мультиплекс (пакет) попадут только те, кто вещает круглые сутки. Владимир Лившиц пояснил «Известиям», как предлагается объединить в пул телекомпании из регионов.
— После заседания правительственной комиссии по развитию телерадиовещания в списке критериев для включения региональных каналов в первый мультиплекс появился новый: «Пул региональных вещателей, представляющих федеральные, региональные, муниципальные, негосударственные интересы». Что это означает?
— Региональные каналы в первом мультиплексе будут. И, судя по новому определению, не по одному от каждого субъекта, а по нескольку. Детали предстоит определить. Это поручено Минкомсвязи и Роскомнадзору.
Я бы сказал, что это новый взгляд на региональное вещание в целом. Прежде предполагалось, что в первый мультиплекс в каждом субъекте федерации сможет войти только один региональный канал. Но далеко не в каждом регионе есть такие с самостоятельным программированием, с достаточным объемом программ собственного производства популярные у местной аудитории. Поэтому имеет смысл объединить в пул вещателей, которые работают в регионе.
— Что вы имеете в виду под «новым взглядом на региональное вещание»?
— Взгляд, с точки зрения населения, аудитории региона. Ведь зрители смотрят не один канал. Что такое региональное вещание? Общероссийские и федеральные каналы (до 20 в крупных городах, а в небольших и в сельской местности — 2–3), в каждом субъекте федерации существует филиал ВГТРК, кроме этого — собственно региональные и муниципальные телеканалы. Есть регионы, в которых 1–2 региональных вещателя и по одному муниципальному, а в Красноярском крае их семь. Так что с позиции телезрителей объединение оригинальных и лучших местных программ на одном канале видится вполне логичным.
Еще в 2010 году НАТ предложила несколько моделей функционирования региональных телекомпаний в цифровой среде. Одной из них была модель объединенного канала с контентом, формируемым местными вещателями, именно для вхождения в первый мультиплекс. Речь шла о возможном объединении местных вещателей с головным региональным каналом, формирующим программную концепцию и сетку вещания.
— Как тогда каналы пула будут договариваться между собой?
— В этом кроется проблема. Можно предположить, что сутки поделят — условно — на несколько частей, и каждому из претендентов выделят время, которое он сможет заполнить своими программами. Но как будут распределяться тайм-слоты, кто будет выполнять функцию программной дирекции, чтобы при «свободной» программной концепции не допустить тематического и жанрового параллелизма и дублирования?
Президент НАТ Эдуард Сагалаев предложил на недавно состоявшейся коллегии Роскомнадзора более интересный вариант — подготовить единую концепцию и сетку вещания каналов, которые войдут в пул. Претенденты могут объединиться в подготовке, допустим, программы новостей или, напротив, разделить программы по тематике и жанрам и готовить их, как и прежде, самостоятельно. Но и при этом главным должно быть программирование.
— Кто в этом случае будет управлять программированием пула?
— В предложенной ранее модели эта роль предлагалась наиболее крупному и успешному из них. В качестве примера мы приводили телеканал холдинга «Южный регион» (Ростов-на-Дону), который мог бы управлять программной политикой, а другие каналы области готовили бы для него свой контент. Замечу, что президент холдинга «Южный регион», вице-президент НАТ Георгий Кудинов был одним из авторов этой модели. Но теперь, когда входящие в пул вещатели должны представлять федеральные, региональные, муниципальные интересы, могут быть разные варианты.
— Телеканалы борются не только за аудиторию, но и за рекламные доходы. В пуле им придется делить эти доходы.
— Возможен переход от конкурентных отношений к партнерским, что при ограниченных локальных рекламных бюджетах может стать весьма продуктивным. Но возможна и организация измерений программ, а не канала в целом, что происходит уже сейчас в неэфирном вещании и онлайновом просмотре, и определение «коэффициента популярности». Но пока это всего лишь «предложения для размышлений» региональным вещателям, которые пожелают участвовать в конкурсе на вхождение в первый мультиплекс. Еще раз подчеркну, что идея пула никоим образом не исключает формирования третьего, локального мультиплекса, в который региональные и муниципальные каналы смогут войти в своем традиционном виде. Это значительно увеличит возможности каналов быть представленными своими программами в первом мультиплексе и полностью — в третьем.
И, конечно, в уточнении нуждается определение «вещатели, представляющие федеральные интересы». Это понятно филиалы ВГТРК, программам которых выделяется постоянное время на канале «Россия 1» и других общероссийских каналах. Вполне вероятно, что они смогут совмещать основное вещание с участием в пуле, со специально подготовленными для него программами. Другой вариант — полностью войти в пул.