Это очень сильно ударило по печатным СМИ, но наибольшие потери понесли глянцевые женские журналы, которые, по сути, являются крупнейшим и наиболее стабильным сегментом прессы. От полного провала прессу спасла реклама алкоголя. В IV квартале 2012 г. производители и дистрибуторы алкогольных напитков увеличили объем рекламы в прессе на 95%. За весь 2012 г. прирост составил 53%. Заметим, что без этого «пьяного» рывка в IV кв. реклама в центральной прессе имела бы годовую динамику не +1%, а -1%. Получается, что красивая цифра вышла именно благодаря запрету на рекламу алкоголя.
В целом в течение года реклама в центральной прессе в основном повторяла динамику прошлого. Различия по отдельным месяцам нигде не превысили показателя в +/-7% (см. Таблицу 1 и Диаграмму 1).
Таблица 1
Доходы от рекламы изданий центральной прессы
помесячно за 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Месяц | 2011 | 2012 | Динамика, % |
январь | 1 422 | 1 376 | -3% |
февраль | 2 343 | 2 345 | +0% |
март | 3 458 | 3 336 | -4% |
апрель | 3 239 | 3 337 | +3% |
май | 2 653 | 2 777 | +5% |
июнь | 2 371 | 2 431 | +3% |
июль | 1 841 | 1 969 | +7% |
август | 1 788 | 1 743 | -3% |
сентябрь | 3 182 | 3 206 | +1% |
октябрь | 3 916 | 3 966 | +1% |
ноябрь | 3 810 | 3 681 | -3% |
декабрь | 3 429 | 3 488 | +2% |
Центральная пресса ВСЕГО: | 33 454 | 33 655 | +1% |
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Диаграмма 1
Доходы от рекламы изданий центральной прессы
помесячно за 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Тип издания
2011
2012
Динамика, %
Газеты
7 963
8 603
+8%
Журналы
20 929
21 162
+1%
Рекламные
4 562
3 890
-15%
Центральная пресса ВСЕГО:
33 454
33 655
+1%
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Таблица 3
Доходы от рекламы изданий центральной прессы
за 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Тип издания | 2011 | 2012 | Динамика, % |
Газеты ежедневные | 4 399 | 4 830 | +10% |
Газеты еженедельные | 3 565 | 3 772 | +6% |
Журналы ежемесячные | 13 970 | 14 441 | +3% |
Журналы еженедельные | 6 959 | 6 721 | -3% |
Рекламные издания | 4 562 | 3 890 | -15% |
Центральная пресса ВСЕГО: | 33 454 | 33 655 | +1% |
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Диаграмма 2
Доходы от рекламы изданий центральной прессы
за 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Ниша
2011
2012
Динамика, %
Женские журналы
7 178
6 934
-3%
ТВ-гиды
3 215
3 263
+2%
Ежедневные газеты (Качеств.)
2 846
3 153
+11%
Еженедельные газеты (Масс.)
2 758
2 895
+5%
Мужские журналы
1 744
1 779
+2%
Деловые и общ-полит. журналы
1 547
1 615
+4%
Автомобильные
1 447
1 554
+7%
Кино и знаменитости
1 445
1 451
0%
Трудоустройство
1 251
1 292
+3%
Бесплатные издания
1 194
1 241
+4%
Интерьер, загородный дом
1 012
1 113
+10%
Ежедневные газеты (Масс.)
998
968
-3%
Каталоги: строительство, интерьер
990
837
-15%
Бортовые журналы
592
770
+30%
Путеводители по развлечениям
666
660
-1%
Автомобильные (рекламные)
851
593
-30%
Бесплатных объявлений
735
546
-26%
Познавательные
451
460
+2%
Семья, уход за ребенком
492
459
-7%
Здоровый образ жизни
315
304
-4%
Туризм и путешествия
202
297
+47%
B2B
294
274
-7%
Компьютерные
287
270
-6%
Молодежные
247
251
+2%
Гастрономические
202
232
+15%
Еженедельные газеты (Качеств.)
189
181
-4%
Электронная техника
180
141
-22%
Кроссворды и развлекательные
73
89
+22%
Садоводство, цветоводство
53
35
-34%
Центральная пресса ВСЕГО:
33 454
33 655
+1%
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
При анализе структуры доходов прессы в 2012 г. следует отметить противоречивые показатели по первым семи товарным категориям (см. Таблицу 5), которые, по большому счету, являются для прессы определяющими. Уверенно лидирующая до кризиса категория «Автомобили и аксессуары» пока еще уступает товарной группе «Медицина, лекарства, БАДы», чей уверенный рост позволил ей выйти в лидеры с традиционного для нее 3-го места. Сокращение бюджетов по категории «Парфюмерия и косметика» носит драматический характер (-13%). Именно этим объясняется падение доходов изданий в журнальных нишах с преимущественно женской аудиторией. В свою очередь, отрицательная динамика по данной товарной группе объясняется сокращением бюджетов нескольких крупнейших рекламодателей, и, в первую очередь, трех ведущих - L'Oreal, Mercury и Procter & Gamble.
Таблица 5
Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе
в 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Товарная категория | 2011 | 2012 | Динамика, % |
Медицина, лекарства, БАДы | 3 368 | 3 861 | +15% |
Автомобили и аксессуары | 3 462 | 3 485 | +1% |
Парфюмерия и косметика | 3 877 | 3 387 | -13% |
Одежда, обувь, аксессуары | 2 761 | 3 019 | +9% |
Алкогольные напитки и пиво | 1 246 | 1 913 | +53% |
Часы и ювелирные изделия | 1 504 | 1 621 | +8% |
Финансовые и страховые услуги | 1 534 | 1 565 | +2% |
Недвижимость | 758 | 1 006 | +33% |
СМИ и спецмероприятия | 1 103 | 994 | -10% |
Табачные изделия | 899 | 879 | -2% |
Мебель и предметы интерьера | 807 | 864 | +7% |
Продукты питания и напитки | 889 | 808 | -9% |
Строительные товары и услуги | 624 | 707 | +13% |
Компьютеры и оргтехника, софт | 702 | 626 | -11% |
Бытовая техника | 716 | 613 | -14% |
Туризм и отдых | 371 | 428 | +15% |
Детские товары | 470 | 383 | -18% |
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника | 474 | 335 | -29% |
Торговые организации | 306 | 293 | -4% |
Спортивные товары | 163 | 204 | +26% |
Услуги сотовой связи | 245 | 147 | -40% |
Мобильные телефоны | 236 | 147 | -38% |
Бытовая химия | 199 | 134 | -33% |
Социальная реклама | 35 | 34 | -2% |
Политическая реклама | 10 | 10 | -5% |
Другое | 2 144 | 2 009 | -6% |
Classified | 4 550 | 4 181 | -8% |
Центральная пресса ВСЕГО: | 33 454 | 33 655 | +1% |
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Несмотря на такое поведение лидеров, доля ТОП-20 крупнейших рекламодателей в прессе все равно за год выросла с 18,0% до 19,4%.
Продолжает также расти доля ТОП-10 крупнейших издательских домов. Она увеличилась с 67,8% до 68,5%. Этому процессу не мешает даже то, что в составе лидирующей по рекламным доходам десятки еще остаются издательские дома с большим портфелем рекламно-информационных изданий, которые быстро теряют доходы.
В заключение хотелось бы напомнить, что в 2013 г. прессу ждут еще более серьезные испытания. Алкоголь, устроивший шумные проводы и сумевший вывести прессу в плюс в 2012 г., начиная с февраля практически полностью исчезнет со страниц газет и журналов (в начале года январские издания, которые появились в продаже в декабре 2012 г. еще позволили себе рекламировать алкогольные напитки). Совершенно очевидно, что отсутствие этой категории в 2013 г. автоматически приведет к сокращению доходов прессы относительно 2012 г.