Фото: d_bob/ Flickr.com
Лихой каскадерский прием от голливудских копов, в мгновение ока разворачивающий автомобиль на скорости, знаком любителям фильмов категории B годов так с 70-х. Примерно такой же трюк пытаются проделать российские законодатели, развернув свою творческую мысль от «блицкрига» по принятию «черных списков» и законопроектной DDoS-атаки до всеобъемлющего «закона об Интернете». Формат новый, вектор – тот же.
К началу 2013 года российская интернет-отрасль обрела полезный, но совсем не позитивный опыт: отечественные законотворцы продемонстрировали способность вносить поправки к существующему законодательству, не задействуя экспертную оценку, не говоря уже об общественном обсуждении. Пресловутый 139-ФЗ, принятый за три дня и закрытый для Рунета до момента вступления в силу, а также инициативы Лиги Безопасного Интернета, учинившей переполох среди гораздо более широкой части населения с намерением отгородить отдельно взятый регион от «сетевой бесовщины» за уютными стенами «белого списка» спровоцировали определенную настороженность и недоверие среди граждан, близких к Интернету.
В конце декабря 2012 года на отраслевой конференции «Итоги года. Рунет 2012: переломный момент?..» депутат «Единой России» из Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Роберт Шлегель объявил об имеющейся инициативе по разработке глобального и единого закона об Интернете.
Рунетчики снова заволновались, но г-н Шлегель заверил: к мнению отрасли прислушаются и все заинтересованные стороны смогут принять участие в разработке и утверждении новой концепции.
Обозначенная депутатом инициатива получила своё развитие в январе: в Интернет просочился некий документ — «Концепция регулирования сегмента Российской Федерации в сети Интернет», по некоторым данным творение Лиги безопасного интернета. Документ якобы должен был стать предметом обсуждения на секретном совещании с телеком-компаниями в Администрации Президента. Итогом утечки стала отмена встречи и отказ всех планируемых её участников предоставлять какую-либо дополнительную информацию.
После того, как страсти немного улеглись, представители РАЭК, Mail.ru Group, Координационного центра национального домена сети Интернет, OZON.RU, WebMoney Transfer, Hosting Community, RU-CENTER, Фонда содействия развитию инфраструктуры сети «Интернет», компании «Яндекс» получили новый текст концепции и приглашение на встречу, которая состоялась 12 февраля 2013 года в Государственной Думе. Отрасль наконец пустили к микрофону.
Системные претензии отраслевых экспертов по вопросу публично предложенной концепции правового регулирования сети Интернет заключались в следующем:
На данный момент отсутствует правовая основа для отдельного закона, связанного исключительно с регулированием правоотношений в Интернете. Российская система права делает невозможным принятие нового закона, в отличие от, например, правовой системы США – любимой отсылки многих российских чиновников и родины эффектного кинотрюка.
Интернет-индустрия готова совместно работать над переработкой Концепции, с обязательным выполнением условий:
• выполнения принципа равноправного участия и публичности. Принцип плюрализма мнений требует также и привлечения к работе над законом общественных организаций, которые на встрече в ГД не присутствовали. При этом отрасль фактически запретила говорить от имени российских интернетчиков двум организациям: Фонду информационной демократии и Лиге безопасного интернета, которые не могут рассматриваться как представители интересов интернет-индустрии или общества.
• за основу будет взят перечень пробелов в уже существующем законодательстве, - прежде всего тех проблем, которые мешают эффективному правоприменению или затрудняют развитие интернет-индустрии.
Также звучали призывы координировать законотворческую деятельность с международными практиками регулирования и внешней деятельностью, осуществляемой МИД РФ и Советом Федерации в области персональных данных и киберпреступности.
Воодушевлённые интернет-эксперты с энтузиазмом принялись за дело: буквально через несколько дней на сайте РАЭК появился первый драфт таблицы «пробелов и проблемных мест в существующем законодательстве в отношении регулирования интернета» с приглашением всем заинтересованным лицам принять участие в её наполнении.
***
Будет ли услышан глас онлайнового народа – пока неизвестно. Имеющийся опыт как бы намекает на то, что общественные обсуждения – это миф, а наиболее частым итогом таких обсуждений является как раз «полицейский разворот» со словами «мы же обсуждали, просто в последнюю ночь кто-то изменил текст». Мы привыкли к тому, что депутаты живут в странном, ими самими выдуманном мире симулякров, в котором цензуры нет, потому что это запрещено Конституцией Российской Федерации, преступления не совершаются, если статистика о них не упоминает, уровень жизни растет, потому что так говорят «специалисты», а если чего-то не видно, то этого как бы не существует («я в домике»). Интернет, несмотря на виртуальную природу, все время бьет депутатов по голове недвижимостью в США, хищениями государственных денег, выделенных на строительство олимпийских трасс, записями «синих ведерок» с видеорегистраторов и другими вполне реальными вещами, которые разрушают волшебный депутатский Хоббитон. Именно поэтому возникает необходимость законодательно прописыватьпобеду добра над злом, формировать сублимированный регион «белых списков» и обязывать владельцев заборов фильтровать трехбуквенные слова.
Но не стоит забывать, что Сеть сильнее депутатов. Поэтому регулирование, которое должно поставить вне закона те или иные формы коммуникации, безусловно, больше всего угрожает самой системе власти, которая в глазах людей начинает напоминать заражённую вирусом программу. Она не вызывала бы раздражения, если бы попытка "навести порядок" (отполировать свою полицейскую отчётность) не приводила бы к реальным и существенным проблемам, которые ставят под сомнение компетенцию, профессионализм и конечные цели авторов регулирования.
Остроумная выходка Пиратской партии по закрытию доступа к определённым ресурсам для власти и госслужащих показывает, что общество как в конце восьмидесятых начинает адаптироваться к новым инициативам через "отключение" и уничтожающую критику лидеров и агентов власти, переходящую в спорадические протесты и кампании, которые власть вызывает в свой адрес сама. Стоит напомнить, что пока Президент хранил слово о невмешательстве госорганов в работу интернета, граждане были вполне лояльны и самостоятельно вытесняли из Сети то, что им не нравилось или казалось «безнравственным».
Будут ли согласовываться последующие инициативы, такие как недавнее предложение запретить пропаганду гомосексуализма в Сети, также остается неясным. Надеемся, что отрасль будет услышана, разработка взвешенных и тщательно выверенных законов станет хотя бы локальным трендом. А полицейский разворот…лучше уж применить его, чем идти на таран.
Ирина Левова, Глеб Шуклин, Кирилл Журавлев