Если кто не в курсе, то «таблоид» это не синоним «жёлтой прессы». Таблоид — это размер и формат печатного листа (обычно, 432х279 мм), который отличается от другого популярного формата broadsheets размерами. Таблоид меньше, компактнее, его удобно листать, а broadsheets — разворачивают.
Чтобы было понятнее, вот как в сравнении выглядят эти два формата:
Не так давно, кстати, российское издание «Ведомости» так же ушло от формата broadsheets к таблоидному.
Так вот… Два крупных австралийских издания (Sidney Morning Herald и мельбурнская The Age) сменили формат и вышли в формате «таблоид».
Одной из характеристик таблоидного формата является наличие на первых полосах крупных заголовков и больших ярких фотографий. И вот тут встаёт вопрос, который озаботил, например, специалистов из Niemanlab: отразится ли такой формат издания на его контенте? Не станут ли формальные требования к заголовкам и ярким, броским фотографиям движущей силой для нового подхода к формированию контента?
Глава компании-издателя австралийских газет Грег Хайвуд категорично заявляет, что нет, не подход к журналистики не изменится. Мол, этому переходу из большого формата в меньший есть исключительно экономические предпосылки.
Впрочем, британский специалист Боб Франклин считает иначе. Он видит в переходе в таблоидный формат возможности для захвата аудитории и, соответственно, привлечения больших объёмов рекламных денег. По его мнению, такие переходы обязательно должны отражаться на контенте.
Очевидно, что печатать такой формат дешевле, но получится ли сломать стереотип «большой формат газеты — больше доверия и больше уважения к изданию»? Останутся ли читатели, которым это важно, с изданием? Не получится ли редакторам решать дилемму: доказывать неизменность контентной стратегии и заново завоёвывать старого читателя новым форматом, тратя дополнительные ресурсы, или же можно отодвинуть это на второй план и заняться той аудиторией, для которой таблоидный формат ближе и понятнее? При втором подходе контент, очевидно, будет меняться.
Кстати, в этом году финнская газета Helsingin Sanomat так же перешла в подобный формат. И вообще, по данным NiemanLab за последние 5 лет около 80 крупных ежедневных изданий по всему миру перешли в таблоидный формат. Станет ли это новым трендом в печатных изданиях? Изменится ли контент таких изданий?
Совместное исследование британских и шведских специалистов показывает, что контентый тренд в серьёзных изданиях неуклонно смещается в сторону «таблоидизации» не только в смысле размера страницы, но и в смысле самих материалов.
В общем, вопросов больше, чем ответов. Поглядим, что будет дальше.