Будущее радио – таков был лейтмотив Radiodays Europe в Берлине, крупнейшего ежегодного события европейской радиоиндустрии, в четвертый раз собирающего европейских и мировых радиовещателей для обмена опытом, обсуждения новых технологий, вызовов, с которыми сталкивается сегодня радио, путей его развития. Тему нынешнего форума организаторы, собственно, так и сформулировали - Sharing Radio’s Future. Именно о будущем радио говорили почти 100 спикеров конференции в рамках 50 тематических сессий в течение двух дней в Берлине.
Идея проведения такого форума принадлежит странам Северной Европы, где конференции, объединяющие представителей как коммерческого, так и общественного радиовещания, проводятся уже много лет. Инициатива была с энтузиазмом подхвачена европейскими вещателями. Первый форум Radiodays Europe в Копенгагене собрал в 2010 году 400 представителей радиоиндустрии, второй – 700, в прошлом году в Барселоне собрались 800 вещателей из разных стран.
Список участников Radiodays Europe в Берлине в нынешнем году насчитывал уже более 1000 руководителей, продюсеров, экспертов в области радиовещания из более чем 50 стран мира, включая США, Канаду, Израиль, ОАЭ, ЮАР, Австралию, Индию, Сингапур, Вьетнам, Бразилию, Республику Доминикана. Российское представительство на форуме было одним из самых впечатляющих. В качестве участников конференции было зарегистрировано 76 отечественных специалистов.
Фонд независимого радиовещания уже во второй раз принял участие в конференции Radiodays Europe, организовав поездку в Берлин для группы из более чем 20 отечественных вещателей из Москвы, различных регионов России, а также Белоруссии. Для коллег и партнеров Фонда эта поездка дала уникальную возможность личного общения с ведущими европейскими медиаэкспертами, знакомства с актуальными тенденциями, идеями и технологиями, обсуждения партнерских проектов и программ сотрудничества.
Берлин неожиданно стал площадкой и для неформального общения российских медиаэкспертов. В нынешнем году впервые представительные делегации направили на крупнейший европейский форум ЕМГ и ВКПМ, в работе форума приняли участие РМГ, ВГТРК, Krutoy Media, Multimedia Holding, другие ведущие отечественные медиакомпании. Творческая обстановка крупнейшего европейского радиофорума дала хорошую возможность для спокойного и плодотворного, вне привычной будничной суеты и рутины, общения представителей российской радиоиндустрии.
Программа поездки для делегации ФНР не ограничилась только участием в Radiodays Europe. Для своих партнеров и коллег Фонд организовал серьезную многокомпонентную дополнительную рабочую программу. Делегация посетила студии и получила возможность, что называется, из первых рук узнать о работе берлинских радиостанций Fritz, NRJ Berlin, а единственная русскоязычная FM-радиостанция Russkij Berlin даже гостеприимно пригласила российских и белорусских коллег в свой эфир, устроив импровизированную перекличку городов, представленных в делегации, в рамках своего дневного музыкального шоу.
Кроме того, делегация Фонда провела ряд собственных рабочих сессий, в которых приняли участие представители компании TNS Global Russia, а также зарубежные коллеги, с большим энтузиазмом знакомившиеся с идеями и проектами отечественных региональных вещателей – а в делегации Фонда была представлены преимущественно станции с собственным программированием.
Завязавшиеся в Берлине рабочие контакты с европейскими медиаэкспертами будут продолжены в рамках Финала проводимого Фондом независимого радиовещания Фестиваля «Вместе – Радио», который пройдет 24-28 мая 2013 года в Москве.
«Радиопортал» попросил участников делегации Фонда поделиться впечатлениями о Radiodays Europe в Берлине:
Алексей Беляев, исполнительный директор Радио «Нижний Новгород» (Нижний Новгород):
«Мероприятие само по себе интересно и очень полезно общением. Если честно, для меня это тусовка, в которой можно просто пообщаться, в этих разговорах мы все оголили какие-то проблемы, которые у нас у каждого есть… Самое, пожалуй, ценное для меня – выступление Valerie Geller. То, что она говорила, мне очень понравилось, было очень полезно, и это применимо практически завтра. Если свести ее основную мысль к одной фразе, я упрощу, надо сделать радио человеческим, чтобы это были не рафинированные звуки, которые, по большому счету, могут издавать и компьютеры, а это должны быть, прежде всего, личности, это должна быть подача, это должен быть дружеский рассказ. Радио должно рассказывать истории, формировать в звуке визуальные образы, поскольку большинство людей визуалисты…»
Оксана Ачкасова, директор радиостанции MFM (Чебоксары):
«Конечно, очень многие выступавшие были Капитанами Очевидность. Но, как кто-то заметил - главное, что я вынес из этой конференции, так это то, что не происходит ничего такого, о чем мы не знаем. Значит, все нормально, будем жить!.. Мне лично понравился Paul Weyland. Ничего нового о продажах он не рассказал, но он говорил ровно о том, чему пытаюсь учить и я. Плюс он актерище, и там однозначно есть чему поучиться с точки зрения тренерства – как это все доносить… Была отличная по формату сессия – 25 идей за 45 минут, когда пять экспертов быстро набрасывают идеи… Очень понравилась поездка на радио Fritz, там нам показали очень хорошие идеи, которым я найду применение у себя – например, использовать портреты слушателей для продвижения, когда станция продвигает себя не через своих, а делает слушателей звездами радиостанции. Мы и сами уже начали развивать эту тему, и идет она, как мне кажется, достаточно хорошо…»
Вячеслав Черепахин, президент медиагруппы «Премия» (Волгоград):
«Мне тоже очень понравился Paul Weyland, тематика работы с клиентом, я бы записал его выступление на видео от и до, чтобы потом в коммерческом отделе его как кейс показывать всем для общего образования… Что меня поразило, что эта конференция была очень оптимистичной в отношении будущего радио. В прошлом году очень многие говорили – трудно то, это, но мы прорвемся. А в этом – радио жить будет, все классно, неважно, в проводах, в воздухе, или в чем, радио будет жить! Это было главным тоном конференции… Прошлая конференция Radiodays Europe мне лично показалась более насыщенной и технологичной. Было тогда много кейсов, я был после нее очень воодушевлен – вот это, вот это, вот это, вот это… На эту конференцию я уже ехал, точно зная, что хочу услышать. Меня интересовали менеджерские фишки по управлению процессами, меня интересовали мобильные приложения и работа с social media. Я реально понимаю, что говорить сейчас о радио как только о радио уже неактуально, надо мыслить мультиплатформенными категориями. Когда мы придумываем проект, мы всегда сразу смотрим, как это будет работать с другими платформами – печатными медиа, Интернетом, телевидением, как это будет все связываться, взаимодействовать. И уже пару-тройку лет мы так работаем. С цифровизацией у нас все уже давно ясно, но интернетизация растет, для меня это важное направление. И тут кое-какие фишечки удалось подметить - обсуждалось, как аудиторию онлайновую затаскивают в офлайн и наоборот, и прозвучала идея, что не надо просто так говорить: «Заходите к нам на Facebook». Надо говорить – зачем заходить. Я, как рекламщик, это понимаю. Надо говорить – вот сейчас у нас в студии гениальный Вася Пупкин, а на Facebook вы прямо сейчас можете эту картинку увидеть. То есть визуализация через Facebook, а радио как коммуникация. Понравилась сессия, где была показано, как достигается интерактивность, вовлечение слушателей, мультиплатформенность радио с социальными сетями. Один только этот кейс сделал поездку небесполезной...»
Алена Терещенко, программный директор «L-radio» (Челябинск):
«Мысль, которая меня согрела – за пятнадцать лет работы на радио я, может быть, впервые услышала сразу от нескольких человек из разных стран : какая же у нас классная работа, радио – это супер, радио не сдохнет никогда в жизни!.. Я ничего нового для себя не открыла, но наконец-то здесь я увидела и услышала своих единомышленников, соратников, потому что я говорю своим то же самое – об эмоциях, о том, что ты не попка говорящая, даже если ты появляешься в эфире на 45 секунд. Вот буквально теми же словами… И еще – когда я приезжаю на такие мероприятия, у меня голова начинает работать, всегда здесь рождается куча рабочих идей. Как отметить пятнадцатилетие станции, что сделать с утренним эфиром, в котором у нас нет шоу. Я увожу кучу идей…»
Глеб Морозов, программный директор радиостанции «Радиус FM» (Минск, Белоруссия):
«Для меня очень ценны были поездки на станции, важно было увидеть, как там все организовано, увидеть не только белорусские станции… Вообще на конференции много мыслей записано, но, откровенно говоря, не было ни одной, которую я бы совсем не знал. Самое ценное, что все, что говорилось - да, это не новое, но это помогает структурировать в голове, то, что ты уже знаешь. Зачастую впитываешь, впитываешь на разных курсах, в том числе дистанционных, потом понимаешь – стоп. Это все надо разобрать, это как стопка входящих, все надо разложить по папкам. Все, что происходит на таких конференциях, очень помогает систематизировать знания и как-то кристаллизовать их…»
Тамара Лисицкая, ведущая программ радиостанции «Радиус FM» (Минск, Белоруссия):
«Да, не так много нового мы услышали, но важна была атмосфера, и важно собрать сейчас все в кучу и думать о том, как всем этим распорядиться. Очень порадовала мысль о том, что радио не умрет, несмотря на то, что интернет наступает. Еще мне очень важны и интересны были моменты развития ведущего в эфире. Я получила для себя подтверждение многим своим мыслям на очень интересной для меня сессии, которую вел Ben Cooper. Не буду мучить вас цитатами, только одна: «Больше всего я ценю в ведущих умение рассказывать истории. А как он «сделает» эту историю, в какой формат он ее уложит – в 30 секунд, или это будет это его авторская программа – неважно…» Ведущему это самому очень интересно, когда он понимает, что он играет в эту игру…»
Сергей Пучков, программный директор «Радио Си» и «Джем FM» (Екатеринбург):
«Какие-то глобальные вещи потом структурируются, перечитаются записи… Вот важная мысль – утренних ведущих надо больше отправлять в народ. Взять ситуацию, когда пролетел метеорит над Екатеринбургом в Челябинск – местные радиостанции среагировали примерно в тот же момент, что и московские, то есть не сразу. А вот если бы кто-то из окон нашей студии смотрел на небо в этот момент… Запомнилась, конечно, Valerie Geller – многие здесь присутствующие слышали ее выступление слово в слово уже несколько раз, в том числе и я, но на шедевры можно любоваться бесконечно…»
Сергей Назаров, исполнительный директор «Радио VBC» (Владивосток):
«Я, в отличие от многих, ехал послушать про технические вопросы, выяснить для себя, что же все-таки такое эта пресловутая «цифра» для радиостанций. И выясняется, что и для Европы, и для пионера в этом деле, Англии, это все-таки пока только прихоть. Но любопытно, что европейцы считают «цифрой» уже и все IP-технологии… Понравилась замечательная презентация австралийского мультиформатного шоу, которое присутствует одновременно и на радио, и в телевизоре, и в YouTube, и в Facebook. Посмотрел на решения с социальными сетями, хороший кейс, но малоприменимый в силу специфики Facebook у нас – хотя аудиторию своего сайта так потестировать можно: представители Индии, у которых эфирного вещания мало, покрывают они им всего ничего, но благодаря Facebook и подкастам имеют аудиторию в несколько миллионов человек и являются в Индии национального масштаба компанией, имеющей огромный фидбек, коммуникацию со своими слушателями… Кейсы с использованием соцсетей, Facebook, Twitter при подготовке новостей везде свелись к валу событий – наводнениям, другим катастрофам. А вот как это работает в повседневной жизни, по сути, так и осталось загадкой… Порадовало выступление радиостанции, имеющей свою службу спасения, выросшую как раз после наводнения. На своих страницах в сетях они завели анкету – как с вами выйти на связь, чем вы можете быть полезны, и собрали свой волонтерский корпус. Хороший социальный проект… Что до отсутствия новизны – это неплохо. Если это для тебя очевидно, значит, ты это знаешь, и ты этим пользуешься…»
Николай Грахов, генеральный директор медиахолдинга «ЕКОР» (Екатеринбург):
«Для меня центральной была сессия, посвященная тому, о чем сейчас много говорят и пишут – это влияние сервисов Pandora и Spotify. Это вообще центральная тема сейчас. И выступление Larry Rosin, который с Pandora работал, консультировал ее. Капитализация Pandora составляет сейчас 2 млрд долларов, за эти деньги можно купить все радиокомпании США. Сейчас на радио в Америке работают пенсионеры, молодых почти совсем нет. Встречаются люди, работающие по 50-60 лет, поэтому они ничего и не слышат, и говорят друг другу: «Все хорошо!» А, например, главный редактор журнала Radio Ink Magazine пишет им – ребята, опомнитесь, я сам рос на радио, смотрите что происходит… А они не слышат… И Rosin рассказывал, как после объявления Pandora о выходе на IPO, ему позвонили все генеральные и программные директора крупнейших американских радиокомпаний, и честили его последними словами, мол, ты сам вышел из радио и предал нас, ты нас губишь. А он им в ответ – ребята, я вам раньше говорил об этом, а вы меня не слышали. Это стоило копейки, вы могли бы сами начать это, но вы говорили, что это несерьезно… В целом же, действительно, многие отмечали, что на конференции не было сказано ничего нового, говорили все одно и то же, что все и так уже давно знают. Да, наверное. Но акценты смещаются. Если на прошлой конференции все говорили о том, что будет, когда все FM-передатчики заменят на цифровые, на этот раз говорили о том, что отличает радио от просто проигрывания музыки. Неважно, в какой среде оно распространяется. Этим и была интересна эта конференция. Много было чего сказано не столько о технологии, сколько о человеке на радио. Самое важное на радио – это человек! И именно про это была вся эта конференция …»