Удорожание печати и снижение рекламных и прочих доходов с печатной прессы вынуждает искать новые подходы для издателей, не желающих расставаться с традиционной печатной моделью.
Вариантов, как водится, несколько.
Первый — забыть про печать и уйти в цифровой формат в надежде, что даже хардкорные любители бумаги окажутся больше любителями вашего проекта, чем бумаги, и последуют за вами.
Второй — забыть про цифровой тренд и упорно работать над печатным изданием. Такие примеры тоже есть.
Третий — попробовать совместить первые два подхода.
Поговорим о третьем варианте. Как можно удовлетворить любителей печати, не отвлекаясь особо на саму печать и снижая затраты на неё, выравнивая их с доходами? Ответ простой — печать по требованию. Печатаем только то, что продалось, не тратимся на лишний тираж, все довольны.
Похожие мысли появились в голове у издателей журнала New Scientist, когда они запустили проект Arc(электронный журнал о технологиях будущего).
Запад хорош тем, что там отработаны технологии и они не особо меняются, если двигаться из одной части Европы или Америки в другую. То есть, если существует сервис MagCloud от HP, то будьте уверены, что он будет работать и доставит вашему покупателю издание в лучшем виде.
Так вот, издатели проекта Arc решили — а почему бы не закачать те же файлы, из которых собран электронный журнал, на сервис MagCloud и не дать возможность пользователям получать печатную версию продукта. Попробовали.
Указали цену в $35,95 за номер (та же цена, что и для электронной версии журнала), а потом выяснилось, что таким образом они продали более 2000 экземпляров. При этом, тираж никак не ограничен — хоть 200, хоть 2000, хоть 20000. Дополнительных затрат практически никаких.
Один из издателей проекта — Джон МакФарлан:
- Шутка в том, что мы даже не думали, что продадим хоть сколько-то экземпляров. Но нам стали звонить и справшивать, почему журнала нет в местных магазинах. Поэтому сейчас мы рассчитываем на то, что можем продавать через этот сервис до 10 000 экземпляров при должном подходе, даже установив достаточно высокую цену. Наш читатель готов платить, как выясняется. Я думаю, это потому, что наш контент и оформление побуждает его. Это действительно продукт премиального уровня, который не найти за бесплатно.
Таким образом, Arc нашёл себе дополнительную возможность повторного использования собственного контента на новом для себя рынке.
МакФарлан добавляет:
- Это хорошо, когда у вас есть уникальный электронный контент, но с помощью сервисов для печати по требованию вы можете дать читателю возможность выбирать, как ему удобнее получать ваш контент.
Создатель MagCloud Эндрю Боуэл считает свой проект чем-то вроде YouTube, на который вы загружаете pdf с журналом/книгой/газетой, а всё остальное делает сервис. Он обеспечиват продажи, оформление заказа, доставку. Издатель же — получает каждый месяц деньги с продаж за вычетом комиссий.
Для российского пользователя и издателя есть ряд проблем. Отсутствие российских подобных сервисов — это раз. Дорогая печать — это два. Лень пользователя и его общая неготовность покупать такие издания — это три.
Какую из этих трёх проблем получится решить первой — сложно сказать, но, нам кажется, что, решив любую из них, можно будет говорить о решении остальных, потому что их связь между собой очень тесная.