Материал Роджера Вуда и Эвелин Робрехт (Roger Wood & Evelyn Robbrecht) может показаться близким к фантастике, а прогнозы – не применимыми для реалий многих стран. И все же, очень возможно, что развитие медиаиндустрии пойдет именно в таком направлении – в направлении первостепенности алгоритмов, формирующих “умный контент”.
Роджер Вуд (Roger Wood) является дизайнером и специалистом по статистической обработке, основателем института (Art+Data) Institute. Эвелин Робрехт (Evelyn Robbrecht) является научным сотрудником этого института, работающим с дизайном контента; ранее она помогала в запуске мобильного отдела и отдела новых медиа компании Sanoma Media Belgium.
Хотя планшеты и электронные книги в данный момент представляют собой мейнстрим, революция в способе отображения контента – и того, как этот контент будет динамически сгенерирован – еще должна произойти…
После появления аналитики в визуальном дизайне письменного контента мы подошли к началу эры невероятного развития, в которой дизайн информации меняется в реальном времени в ответ на данные о читателях, поглощающих ее. Новые технологии сайтов Amazon, Apple, Google, WordPress и Tumblr уже предлагают предварительный просмотр “умного контента”. По сути, недалеко то время, когда медиа, которые мы потребляем, будут знать нас лучше, чем мы сами.
Контент, который реагирует на то, что его читают
Около 1952 ученый-компьютерщик Грейс Хоппер (Grace Hopper) представил новый способ восприятия компиляторов – машинно-независимых программ, которые переводят код, написанный человеком, в понятный компьютеру бинарный код. Джон Фон Нойманн (John Von Nuemann) вывел работу доктора Хоппера на новый уровень в своем незаконченном шедевре «Компьютер и Мозг», в котором приводилась теория о том, что новые грандиозные версии компиляторов в конченом итоге сделают компьютеры настолько интеллектуально развитыми, что мозг ни одного человека не сможет с ними сравниться.
В каком-то смысле книги и журналы будущего будут своего рода компиляторами, переводящими ваши пожелания к чтению в чистый машинный язык, который говорит издателю о том, как представить материал для более быстрого и приятного усвоения. Трудно представить, на что это будет похоже, когда машины сами будут создавать материал для людей.
Контент сам будет разрабатываться так, чтобы собирать информацию о читателе, смешивать ее с данными о других читателях, заинтересованных в схожих темах, авторах или издателях, а затем решать, что вам показать в следующий раз.
Курирование будет управлять контентом
Некоторые спорят, что читатели уже не хотят видеть «курированный» контент, однако мы верим в то, что люди всегда искали и ищут источники, которым можно доверять, и в этом книги и журналы не потеряют свою значимость.
В мире, где головы людей уже переполнены информацией, ситуация будет только ухудшаться, мы задыхаемся от потока сознания благодаря твиттеру, инстаграмму, пинтересту, фейсбуку и что бы там ни было следующим в списке.
Поэтому в краткосрочной перспективе переход к “умному контенту” будет ощущаться примерно как процесс в музыкальной индустрии после 2000 года. MP3 обозначил конец курированным компакт-дискам. Сейчас списки для прослушивания составляются и распространяются с помощью Pandora, Spotify или Songza (сервисы для курирования музыкальных треков).
Поэтому журналы и книги могли бы скоро стать Пандорой динамического контента, в которой утилиты искусственного интеллекта выбирают и адаптируют контент, затем приводят его в соответствие с контекстом и вкусом читателя. Мы видим, как это начинается в Flipboard, в дальнейшем это будет развиваться еще сильнее.
Эсперименты вне печатной парадигмы
Огромные волны разрушения всегда приносят новые возможности. Некоторые издатели продолжают раздвигать границы и экспериментировать с улучшенным читательским опытом на планшетах (подборка креативного оформления контента), но многие другие все еще соблюдают правила печатных медиа, требующих от вас “пролистывать” виртуальные страницы в качестве главного режима навигации.
Выглядит так, будто WordPress и Tumblr ближе всех к предоставлению постоянно обновляемого опыта, основанного на аналитических данных о читателе. Гибкость и настраиваемость, которую они предлагают, дают понятие о том, как письменный и визуальный контент в конечном итоге будут постоянно переконфигурироваться и переоформляться в каждый новый момент времени для того, чтобы отвечать собранным данным о том, что вам нравится читать.
Наше будущее будет заполнено смесью видео, аудио, обновлениями в реальном времени, новыми навигационными интерфейсами и даже контентом, который взаимодействует с окружающей средой читателя (как, например, в дополненной реальности).
Онлайн-издатели могут экспериментировать с новым гипер-реагирующим оформлением, а также с внутренними базами данных, в которых добывается информация о том, чем вы еще занимаетесь в сети, чтобы определить, что вам может понравиться.
Например, Quartz (qz.com) – новостной сайт, существующий только в электронном виде, запущенный в сентябре прошлого года, использует WordPress и реагирующее оформление для того, чтобы подстроиться под читателя на уровне устройства. Такие компании, как Gravity,Contextly и Sailthru, предоставляют цифровым издателям новые инструменты для создания более персонализированного пользовательского опыта, основанного на профиле посетителя и предыдущем читательском поведении.
Новым редактором будет алгоритм
В долгосрочной перспективе редактора и куратора, скорее всего, сменит алгоритм. Быстрое и автоматическое позиционирование книги или журнала на светящейся электронной рекламе станет более важным, чем самый мудрый редактор-человек.
Для сфокусированного, длинного по содержанию контента, алгоритмы займутся поиском, доставкой и презентацией.
Гугл уже завоевал себе положение в поиске с помощью алгоритмов, и теперь агрегаторы контента, такие как Zite и Prismatic, предлагают читателям элегантный, управляемый дизайн, напоминающий журнал, используя данные читателя из профилей социальных сетей, прошлых читательских предпочтений и текущего местоположения.
Использование данных big data для создания контента по требованию
“Умный контент” может также помочь издателям в создании контента более экономически эффективным образом. Одной из самых сложных задач, стоящих перед издателями, является предугадывание, какой контент станет популярным. Анализ данных big data (данных), поступающих из читательских и поисковых предпочтений, поможет предугадать, какие статьи привлекут такую нужную аудиторию.
Недавно исследователи университета MIT разработали алгоритм, предугадывающий темы, которые будут трендами в твиттере, на несколько часов вперед. Похожим образом стартапы, такие, как Content Fleet и Parse.ly, используют алгоритмы для идентификации появляющихся популярных тем в поисковых машинах. Издатели будут способны создавать контент с почти гарантированной рентабельностью.
Издатели, которые признают будущее “умного контента” в динамическом дизайне и основе на данных, получат преимущества. Уже сейчас они могут экспериментировать с новыми способами подачи контента и измерять, как читатели взаимодействуют с ним. Эти данные могут в свою очередь предоставить еще более привлекательный пользовательский опыт, в конечном итоге подготавливая их к “умному контенту”.