В ситуации, когда традиционная журналистика вынуждена пересмотреть свою бизнес-модель,краудфандинг становится альтернативным способом решения для тех, кто хочет открыть свои собственные проекты.
С появлением новых технологий все большее число кампаний доказывает, что вполне возможно запустить проект самостоятельно, найти людей, которые готовы взять на себя этот шаг (или клик мыши) и реализовать идею.
Вот несколько успешных краудфандинговых кампаний: создание проекта, позволяющего журналистам получать степень магистра в области журналистики данных, проект "Лига Справедливости", цель которого - следить за гендерным балансом в медиа, и журналист, который собрал 2 000 долларов на поездку в Африку для того, чтобы рассказать историю о находящейся под угрозой исчезновения лягушке. Корреспондент, базирующийся в Амстердаме проект, цель которого — создавать качественную журналистику на сайте, свободном от рекламы, собрал более 1 миллиона евро всего за восемь дней.
На рынке существует много возможностей начать краудфандинговую кампанию. Самые популярные сайты, такие как IndieGoGo и Kickstarter, предоставляют платформу для кампаний в области журналистики. Spot.us специализируется на журналистских проектах, финансируемых членами местных сообществ, а Emphas.is, существующий до сих пор лишь в бета-версии, - ресурс для фотожурналистов, собирающих деньги на свои проекты.
Даная Ринглманн, основатель IndieGoGo, дала IJNet советы по финансированию проектов в области журналистики во время конференции в Американском институте мира в Вашингтоне, округ Колумбия. Вот её основные идеи:
1. Опишите ваш проект понятно и правдиво
Важно представить свой проект четко. Люди ценят честность, прозрачность и достоверность. Следующие вопросы могут служить хорошим гидом для описания проекта:
Кто вы? Не забудьте рассказать свою историю: представить себя и свою команду. Люди спонсируют людей, а не голые идеи.
Почему вы собираете деньги? Вы должны быть прозрачными во всём, что касается вашего бюджета.
Когда вы запускаете проект? Составьте план, поставьте цель и приступайте к её осуществлению.
Почему это так важно — претворить эту идею в жизнь? Покажите ваш энтузиазм, описывая ожидаемый результат.
Как люди могут участвовать в вашем проекте? Речь идёт не только о пожертвованиях, вы также можете получить помощь или пригласить волонтёров.
2. Включите личное видео
"Кампании на платформе IndieGoGo, которые включают такое видео, собрали на 114 процентов больше, чем те, что включают только фотографии и текст", - сказала Ринглманн. Не позволяйте отсутствию профессионального оборудования остановить вас. Используйте мобильный телефон — этого более чем достаточно.
Ваше видео должно быть кратким и достаточно привлекательным, чтобы захватить внимание аудитории. Рассказывайте ярко и интересно и не затягивайте сообщение больше чем на пять минут. Отважьтесь на то, чтобы появиться перед камерой. «Когда вы обращаетесь непосредственно к вашей аудитории, это делает сообщение более личным, а кампания получает своё лицо", - сказала Ринглманн.
3. Предложите спонсорам что-то оригинальное
Идея краудфандинга - обращение к общей страсти людей оказывать поддержку, включение в процесс людей, заинтересованных в вашем проекте. "Гораздо лучше, если [те, кто поддерживает вас] могут получить знак признательности в обмен. Это закон взаимной поддержки", - сказала Ринглманн.
Что вы можете предложить вашим донорам такого, что никто не может предложить? Тут очень важен творческий подход. Собираетесь ли вы издавать книгу или журнал? Вы можете предоставить донорам эксклюзивный доступ к материалам, делясь секретами процесса. Можно также организовывать вечеринки или тренинги для доноров или предоставлять им скидки.
Цифры показывают, что большинство людей готовы пожертвовать 25 долларов, поэтому Ринглманн советует установить возможность получения хорошей награды для тех, кто жертвует эту сумму. Создавая "список подарков", вы должны предложить пять — семь различных бенефитов, в зависимости от суммы пожертвований.
4. Ставьте реальные цели
Одно из самых сложных решений — сколько денег нужно собрать. Ринглманн говорит, что от 20 до 30 процентов необходимой суммы вы можете собрать, используя ваши собственные связи: друзей и семью. С другой стороны, как только вы соберёте 10 процентов от общей суммы, ваши шансы достичь цели по сбору средств увеличатся в четыре раза.
Не забывайте об этом и ставьте реальные цели. Как говорится в старой поговорке, "синица в руках лучше, чем журавль в небе". Одно из решений - двигаться медленно, разделив вашу кампанию на стадии.
5. Рассказывайте о своей кампании
Не забудьте рассказать о кампании своим друзьям и семье по электронной почте и в социальных сетях. По мере того как вы будете распространять информацию о кампании и расширять круг людей, вовлечённых в процесс, вы можете отправлять обновлённую информацию спонсорам. "Относитесь к своей кампании, как к блогу, и стремитесь привлечь внимание сообщества. Лучше всего посылать сообщения с обновлениями один или два раза в неделю: рассказывайте о новых бенефитах, прогрессе кампании, новом контенте или публикациях в СМИ. Вы также можете попросить спонсоров распространять информацию", - сказала Ринглманн. Ваши спонсоры должны чувствовать, что они - часть эксклюзивного сообщества.
Наконец, не забудьте выяснить, что еще происходит на тех платформах, которыми вы пользуетесь. Найдите успешные истории и учитесь у них.