Анетт Новак – член совета директоров Всемирного Форума Редакторов. Бывший шеф-редактор шведской региональной газеты Norran. В 2011 году, когда Новак возглавляла редакцию, Norran была номинирована как «Газета года» и «Ньюз-рум года», а сама Анетт отмечена как «Новатор года» в престижной Swedish Journalism Awards. Инновацией, предложенной Новак, стало взаимодействие с читателями. Она придумала и внедрила eEditor – открытую верстку новостей и тем, которые редакция обсуждала с читателями в онлайне и по телефону. Сейчас это называется collaborative journalism, но тогда, когда Новак запускала проект в Norran, даже термина такого еще не было.
Новак ведет блог Naturally Novak, в котором комментирует события на медиарынке, делая это хлестко и со знанием дела. К примеру, основной проблемой современных медиа Новак считает то, что «покупатели газет умирают быстрее, чем маркетологи успевают подумать, что пора бы предложить молодым проехать по платной цифровой дороге» (The 7 deadly sins of traditional media). Она же составила забавную подборку Overheard in the Newsroom, в которой собрала циничные, сексистские да и просто забавные фразы, «подслушанные» в редакциях.
На 4-й Национальной конференции по актуальным вопросам профессиональной журналистики «Честь профессии 2013» Анетт Новак расскажет о цифровых вызовах и создании редакционных сообществ.
Анетт, что означает быть региональным изданием в Швеции: что именно читатели Norran ожидают от своей газеты?
– Говоря «региональное», следует иметь в виду, что Norran – преобладающий источник новостей и информации в северном Västerbotten и южном Norrbotten, на большой территории от восточного побережья страны до норвежских гор на западе. Но это уже давно не газета. Мы не мыслим себя газетой. Norran – это региональный медиадом, с печатной ежедневкой (6 раз в неделю), еженедельным журналом, крупнейшим региональным веб-сайтом, мобильным новостным приложением, выпусками новостей на региональном радио и онлайн-ТВ.
Как вы «изобрели» журналистику сотрудничества для Norran? Какова была ваша менеджерская задача? Каким был результат ваших усилий?
– Это было начало 2009-го, я как раз вступала в должность шеф-редактора Norran и буквально только-только открыла для себя Twitter и потрясающую силу социальных инструментов. Несколько месяцев я размышляла на тему, как бы использовать социальную сеть, чтобы улучшить работу в ньюз-руме. В результате я пришла к ответу, который назвала eEditor. Мысль состояла в том, чтобы привлечь читателей к процессу сбора, организации и создания новостного контента. Моя идея состояла в том, что больше глаз, ушей и мозгов придают новое качество новостям Norran.
Летом 2009-го года мы запустили в редакции первую версию eEditor. Это была открытая верстка будущих новостей. Мы печатали свой ньюзлист открыто на нашем веб-сайте и предлагали нашим читателям обсуждать с журналистами, насколько интересны те или иные темы.
В свое время это было достаточно инновационно, но сейчас для этого есть даже специальный термин «журналистика вовлечения» (collaborative journalism).
Как отреагировали ваши журналисты и ваши читатели на идею сотрудничества?
Все инновации встречают сопротивление. Мы получили ту же реакцию: скепсис состоял в том, что наша сокращенная редакция не сможет выполнить еще и эту задачу. Ведь открываясь читателям, мы в то же время открывались и конкурентам.
И тут уже моя задача как менеджера состояла в том, чтобы показать преимущества eEditor. Например, если у тебя сложная история, то ты тратишь довольно много времени на поиски героя, чтобы придать истории «человеческое измерение». На это уходят дни, а то и недели. А если у тебя открытая новостная верстка, то ты находишь героя максимум за пару часов, а бывает и за пару минут.
Что касается конкурентов, то я говорила журналистам так: если конкуренты будут проводить свои дни на нашем сайте, изучая верстку наших будущих тем, то когда же они будут заниматься журналистикой? Мы от этого только выиграем.
Могли бы вы поделиться историями о том, как мотивировали журналистов и читателей к общению?
– Я до сих пор считаю, что работа с открытой версткой – это урок по технике коммуникации. Ты должен быть скромным, прислушиваться к другим. Ты должен задавать правильные вопросы. Мы специально обучались тому, что вопросы не должны быть слишком общими. Узкие, нишевые, направленные вопросы дают высоко квалифицированные ответы.
До сих пор помню одну историю. Это был как раз первый год нашей работы с eEditor, когда органы здравоохранения готовили огромную кампанию по вакцинации. Предполагалось вакцинировать чуть ли не всех поголовно, поэтому они созвали пресс-конференцию, чтобы объяснить, как все будет организовано.
Один из наших читателей тут же прислал нам информацию, что он знает, о чем будет идти речь на пресс-конференции, но считает, что предлагаемая организация не есть эффективной. Он предложил свое видение процесса, и наш репортер, идя на пресс-конференцию, уже был настроен гораздо более критично, чем до того, как он пообщался с читателем в eEditor.
Так что по большому счету, eEditor – это возможность получить нужную информацию в нужное время.
Ну и что бы мне еще хотелось бы подчеркнуть, что здесь не идет речь о стандартной «гражданской журналистике». Потому что редакция гарантирует и анонимность источников, и осуществляет проверку фактов (факт чекинг). Мы вовлекаем читателя в процесс обсуждения, но не перекладываем на него ни ответственность, ни контроль.
Какова, по-вашему, роль проведенной вами реформы как для Norran, так и для вашей дальнейшей карьеры?
– Открытая новостная верстка изменила взаимоотношения журналистов и аудитории. Например, если вас пригласили на прием, то вы все же сохраняете определенную дозу критичности к тому, как все приготовлено, насколько вкусно, уместно, красиво. Иное дело – если все готовили еду вместе. Там уже вопрос о критике практически не возникает. Если вы часть новостной кухни, если твоя газета открыта к тебе и твоим идеям, опыту и знаниям, то газета не просто становится ближе к тебе. Она для тебя становится лучше. Потому что она твоя.
К тому же открытость процессов побуждает редакцию все время улучшаться. Когда ты работаешь в стеклянной башне, когда любой может видеть и слышать каждое твое движение, тебе хочется выглядеть лучше. Это ведь то же самое, что и открытость правительств и государственных институций – и если это то, чего мы требуем от властей, то почему бы нам для начала не открыться самим?
Леся Ганжа