Радиопортал продолжает серию репортажей о русскоязычных вещателях, работающих за границей. Знакомство с зарубежными коллегами мы начали с Германии, с публикации материала о радио Russkij Berlin, первой коммерческой круглосуточной русскоязычной радиостанции Западной Европы. И пока единственной. Хотя следует отметить, что в Германии существует несколько русских редакций при так называемых «общественно-правовых» и «открытых» медиа. Как правило, русские службы выпускают еженедельные программы, а их авторы работают на добровольных началах. О них сегодня и пойдет речь.
Частные медиа стали появляться в ФРГ только в 80-е годы. Характерная особенность телерадиоиндустрии в стране – это общественно-правовой статус большинства СМИ, установленный союзниками в послевоенной Германии. Радивещание при Гитлере было опорой фашисткой идеологии и регулировалось нацистской партией. Поэтому после падения Третьего Рейха пресса и радио были взяты военными оккупантами под контроль, отныне их роль состояла в том, чтобы проводить политику «денацификации». В отличие от ГДР, где, согласно советской модели, радиовещание было провозглашено государственным, в ФРГ радио стало собственностью общества, т.е. оно не могло принадлежать ни государству, ни частным компаниям.
Общественно-правовое телерадивещание сегодня в стране получает финансирование за счет взносов, которые платят налогоплательщики. Ежемесячная сумма отчислений с владельца радиоприемника и телевизора составляет почти 18 евро в месяц. Сбор абонентской платы осуществляет специальное ведомство, которое с этого года называется ARD ZDF Deutschlandradio Beitragsservice. От взносов в Германии освобождаются только безработные и получатели пособия. Причем выплаты должен производить даже работодатель, если радио имеется в служебном авто или офисе. В этом году взносы собираются сделать обязательными, в независимости от того, стоит ли в квартире радиоприемник или телевизор. И даже владельцам компьютеров и смартфонов придется платить по 5,76 евро. В итоге, на создание программ таких телеканалов и радио ежегодно собирается примерно 7,5 млрд. евро, и частные телерадиокомпании правовым в плане денежного обеспечения - не конкуренты. Так, общественно-правовому каналу ZDF хватило средств, чтобы приобрести права на трансляцию на несколько лет вперед футбольной Лиги чемпионов или Чемпионата Европы по футболу во Франции 2016 года.
Среди общественности находятся противники системы, которые от абонентской платы пытаются отлынивать.
Наталья В., жительница Германии:
В стране существуют ARD и ZDF - два крупнейших общественно-правовых телеканала и Deutschlandradio - радио Германии. Вообще немецкий зритель или радиослушатель иногда старается избегать выплат. Можно просто сделать вид, что у тебя дома нет ни телевизора, ни радиоприемника, когда сотрудники ведомства нагрянуть к тебе домой. Не знаю, просто прикрыть дверь в гостиную, где стоит телевизор.
Катерина Ф., студентка:
Два месяца назад я переехала в Нюрнберг в съемную квартиру. Однажды в дверь постучались, представились сотрудниками GEZ (старое название ARD ZDF Deutschlandradio Beitragsservice, прим. автора). Они спросили меня, смотрю ли я телевизор, слушаю ли радио или пользуюсь интернетом. Ну какой же нормальный человек не пользуется сегодня интернетом и не смотрит телевизор? Таков был и мой ответ. Вслед за этим сотрудники обвинили меня в том, что я вовремя не зарегистрировала эти приборы, а также пригрозили штрафом (сообщение из форума).
Всеми общественно-правовыми медиа управляют специальные наблюдательные советы, куда входят представители различных партий, общественных организаций, церквей и профсоюзов. Такие СМИ политически и экономически независимы, никого не лоббируют, не гонятся за рекламодателем. Оплата сотрудникам телерадиокомпаний осуществляется также из бюджета ARD (содружества общественно-правовых телерадиокомпаний ФРГ).
При этом, в такой немецкой модели телерадиовещания нашлось место для программ, рассчитанных на проживающих в стране мигрантов.
Олег Зиньковский, руководитель русской службы радио FHE, Берлин:
Более четверти жителей Берлина, около миллиона, родом из других стран или родились в Германии в семьях мигрантов. Что касается русскоязычного населения, то его число приближается уже к 300 тысячам. Это немцы-переселенцы, этнические немцы из России и Центральной Азии, еврейские эмигранты. На эту аудиторию и была рассчитана общественно-правовая программа «РАДИО мультикульти», которая круглосуточно стала вещать с 1994 года на немецком и 15 других языках, в том числе русском. В 2008 году «РАДИО мультикульти» было реорганизовано в новый совместный проект радиостанций таких немецких земель как Берлин, Бранденбург и Северный Рейн-Вестфалия. Он называется Funkhaus Europa, сокращенно FHE. С недавних пор наша программа стала выходить также в FM-диапазоне в Бремене. В ежедневном эфире, который длится час, - новости, актуальные репортажи, комментарии, беседы в студии с интересными собеседниками: жителями или гостями Германии, а также тематические музыкальные журналы и песни на русском языке разных жанров, от ретро до новинок хит-парадов.
Своей задачей русская редакция FHE называет стремление помочь соотечественникам сориентироваться в Германии. Поэтому программа дает слушателям «оперативное и независимое представление о немецкой экономике, политике, культуре», и в тоже время помогает иммигрантам узнать друг о друге.
Олег Зиньковский, руководитель русской службы радио FHE, Берлин:
Мы позиционируем себя как немецкое радио на русском языке. Немецкое – потому что журналисты видят себя частью немецкого общества, живут по его законам, существуют не на каком-то отдельно взятом эмигрантском острове. На русском – потому что живя в Германии, мигранты из СНГ, тем не менее, продолжают общаться и получать информацию преимущественно на своем родном языке.
Сотрудники русской службы FHE получают зарплату, как и их немецкие коллеги, а программа финансируется из абонентской платы за использование телевизора и радиоприемника.
Сейчас русская служба может назвать себя единственным информационным радиоканалом на русском языке в Германии. Известная медиакомпания Deutsche Welle в 2011 году прекратила радиовещание на русском языке, оставив только веб-сайт русской редакции с видео- и аудиосюжетами.
Здесь каждый может делать радио, и не важно, на каком языке ты говоришь
В общественно-правовом телерадиовещании Германии особый интерес могут представлять, так называемые, «открытые каналы» (Bürgermedien). Их в Германии порядка 70, и каждая федеральная земля обязана создать такое СМИ. Подобные медиа – площадка для всех, кто желает высказаться. И даже тем, кто далек от мира журналистики. Любой житель страны может стать автором собственной программы: воспользоваться оборудованием того или иного открытого канала, обязаться регулярно выпускать свой медиапродукт, потому что в сетке вещания для него выделяется время, записывать и монтировать его, пройдя определенный инструктаж.
Дмитрий Драгилев, основатель радиопрограммы «Радио Акцент», радио «Функверк» (г. Эрфурт), радио «Алекс»(г. Берлин):
Редакционные группы имеют на открытом канале твердое эфирное время. Проблема в том, что если вы - новичок, и сейчас придете, и скажете: «я хочу делать радио», вам его не дадут. Не потому что вы плохие или хорошие, просто в сетке вещания уже все забито. На радио «Функверк», где мы работаем, сегодня размещают свои программы порядка 60 редакционных групп, например, мои немецкие коллеги делают часовые материалы об аргентинском танго, кино, футболе: http://www.tlm-funkwerk.de/mitmachen/macher.htm Когда открытое радио «Функверк» создавалось в Эрфурте, еще были «окна». В 1999 году мы пришли одними из первых и заявили о себе как об инициативной группе, желающей делать информационно-культурную программу на русском языке. В концепции мы подчеркиваем, что мы - общественная организация, которая радеет за популяризацию русского языка, культуры, идеи терпимости, толерантности, создание положительного образа России за границей. Кстати, нас слушают не только соотечественники. У нас есть польские слушатели, есть немецкие, и, как мы выяснили, наша аудитория - это и бывшие студенты, живущие в Эрфурте, кто учился в Университете Патриса Лумумбы, ныне РУДН.
Кстати, мы в 2010 году расширились. Программа «Радио Акцент» стала выходить на интернет-радиостанции «Алекс» в Берлине. Увы, FM-диапазон, как я упоминал, уже весь занят. В Берлине оформление эфира такое же, что и в Эрфурте, а вот содержание - не дублируется. Получается, что наша редакция работает уже на два города Германии.
Сейчас у русской редакции есть свое эфирное время, каждый первый и третий понедельник месяца. Как правило, когда из студии после эфира выходят ведущие одной редакции, им на смену, пока звучит музыкальная заставка, «вбегает» другая редакция. Программы, чаще всего, носят образовательный характер. Одним из последних эфиров редакции стал радиомост со студией «Русского мира», где обсуждалась роль православной церкви в Германии в жизни соотечественников.
Инна Халяпина, руководитель русской службы радио «Функверк», ведущая радиопрограммы «Радио Акцент», г.Эрфурт:
Русское радио на волне открытого радио «Функверк» было задумано, прежде всего, как помощь русскоговорящему населению в интеграции. И наша редакция работает здесь на добровольных началах. Хочется делать что-то для людей, образовывать, заставлять думать. Например, иммигранты ничего не знают о новой стране. Ни о культуре, ни об истории, ни о памятниках. Хочется надеется, что цикл программ, посвященный названиям улиц в Эрфурте, который выходил в нашем эфире, кому-то показался интересным. А то живет наш «Иванов» годами на Штауффенберг штрассе и даже понятия не имеет, что это был за человек. Нередко нас слушают и из-за новостей. Ведь очень важным для эмигрантов является информативная помощь. Что происходит в Германии и в Тюрингии? Многие наши слушатели, не владея немецким языком, могут это узнать только из наших передач.
Кстати, как говорят в редакции, дирекция открытого канала авторам программ – не цензор. Единственно, о чем недавно попросили русскую службу, это резюмировать содержание выпусков на немецком языке в конце часа. А вот будешь ли ты в эфире критиковать какого-нибудь местного чиновника – никого особо не волнует. Главное – чтобы содержание программ не шло в разрез с законодательством. Хотя, при такой свободе, и это возможно только в Германии, возникает парадокс: на открытых каналах – мало политики, зато много музыки.
Полина Фатеева