Судьба радиотеатра как жанра складывается в постсоветский период непросто. В последнее время в нашей стране почти не осталось студий, занимающихся созданием полномасштабных радиоспектаклей. Одно из немногих исключений — компания Vox Records, созданная радиорежиссером Виктором Труханом еще в 1990-е годы.
В итоге студии удалось собрать фонотеку по произведениям Ивана Тургенева, Василя Быкова, Фазиля Искандера, Михаила Булгакова, Эдгара По, Чарлза Диккенса, Рэя Брэдбери в исполнении лучших российских артистов. Недавно Виктор Трухан запустил новый проект, посвященный радиотеатру - сайт АудиоТеатр.РФ.
В интервью Радиопорталу режиссер поделился своими размышлениями о настоящем и будущем этого замечательного жанра.
Недавно вы запустили новый масштабный проект Аудиотеатр.рф, на котором, насколько я знаю, собираетесь разместить не только все самые известные свои радиоспектакли, но и классические спектакли советского времени. Каким образом сайт будет распространять радиоспектакли, и планируете ли Вы как-то на этом зарабатывать?
На сайте появятся все работы, которые мы сможем найти, причем слушателю они будут предлагаться по смешной цене: средняя цена произведения составит $1, и все средства будут поступать непосредственно автору. Конечно, у меня есть еще затраты на сайт, но пока на него я трачу свои деньги плюс помогают энтузиасты, влюбленные в радиотеатр.
Недавно я проводил опрос в «Клубе любителей аудиокниг» - на сайте, который многие издатели считают пиратским, о том, какой должна быть оптимальная цена за часовой спектакль. Большинство участников опроса ответили, что доллар им будет не жалко, в итоге я такую цену и назначил.
В Интернете некоторые записи, понятное дело, есть, но в данном случае люди будут понимать, что плата за материалы пойдет напрямую тем, кто их делает. Ведь бесплатное скачивание, по сути, перекрывает кислород выходу новых спектаклей, их просто не на что записывать, но с «Клубом любителей аудиокниг» я дружу. Один из членов этого клуба подарил нашему сайту уникальный каталог – базу данных практически всех спектаклей и артистов, когда-либо записывавшихся на радио.
Сейчас при регистрации на сайте Аудиотеатр.рф каждому пользователю начисляется 30 баллов, на которые можно приобрести один спектакль. Так что мы стараемся быть нежадными, но считаем, что производители должны зарабатывать хотя бы на новые работы — о безумной прибыли тут говорить не приходится.
Как Вы считаете, можно ли сказать, что радиотеатр сохраняется во многом благодаря формату аудиокниг?
Мы вроде как последние из могикан, но я могу сказать, что наша школа не пропадает: у меня и брат, и сын тоже стали режиссерами-постановщиками и выпускают хорошие спектакли. В целом появляются новые режиссеры, так что есть надежда, что жанр не только сохранится, но и получит какое-то новое звучание.
Сегодня многие радиостанции пишут спектакли вообще без режиссера: посадили артиста, заперли в студии, на кнопочку нажали, а как он прочитал - неизвестно. После этого можно выпустить диск с красивой наклейкой: кто купил, уже назад не понесет — в итоге получается громадное количество халтуры. К примеру, у Николая Литвинова была любимая шутливая фраза: «все дело в каке», то есть в том, как все сделано. Сегодня на прилавке можно найти пять аудиоверсий «Гранатового браслета» или семь «Мертвых душ», и это хорошо, при таком разнообразии будет побеждать более качественный вариант. К примеру, незрячие говорят часто, что не надо интонировать читаемый текст, но в этом заключается отличие радиотеатра от аудиокниг. Одни должны донести художественное содержание произведения, а другие - информативное, в таком случае исполнитель выступает в роли «печатного станка». В итоге есть даже любители таких аудиокниг, которые слушают их в ускоренном режиме — получается «аудиоскорочтение». Поэтому это просто две разные задачи, и их обязательно нужно разделить, именно с этой мыслью я и создал портал Аудиотеатр.рф, на котором будут представлены только работы, созданные в традиции отечественного радиотеатра.
Как схожие проблемы решают представители радиотеатра за рубежом?
Я считаю, что у нас самый лучший радиотеатр в мире, и такая обширная традиция есть только в России, такого богатства нет нигде за рубежом, это просто несравнимые объемы. К примеру, я сейчас веду переговоры о том, чтобы архивы Гостелерадиофонда разместить у нас на сайте, сейчас у нас охвачена только современная часть: спектакли «Радио Россия», наши спектакли (студии Vox records и Аудиотеатра «Слово»), работы продюсерского центра «Вимбо», «Букворечника», портала Грамота.ру — это уже около 200 спектаклей, но такой объем не сравнится с огромным наследием советского периода.
Вы во многом превозносите традиции советского радиотеатра, а нравятся ли Вам какие-то современные постановки?
Да, мои, конечно, нравятся — они ведь мне, как дети, практически, а больше всего, конечно, люблю спектакли моих учителей. У нас было множество замечательных режиссеров, некоторых из них мне довелось узнать. Помимо Николая Литвинова, у которого я учился, это Лия Веледницкая, Надежда Киселева, Татьяна Сапожникова, Лидия Портнова, Алексей Баталов, Эмиль Верник и Роза Йоффе, записавшая легендарный спектакль «Буратино», и которую я, к сожалению, не застал. Все они, можно сказать, классики нашей радиорежиссуры.
Список знаменитых режиссеров впечатляет, а с кем из великих артистов Вам довелось работать?
Проще назвать тех, с кем я не работал, в свое время я очень дружил с Евгением Весником, несмотря на большую разницу в возрасте, и недавно я выпустил диск к его 90-летию с нашими совместными работами. Мастерами радиотеатра, с которыми мне довелось работать, были Вячеслав Невинный, Клара Румянова, Георгий Вицин, Всеволод Абдулов, Всеволод Ларионов, Ростислав Плятт, Николай Литвинов, Ирина Потоцкая, Зинаида Бокарева и другие — очень много было хороших артистов. Но и сейчас замечательно работают в спектаклях Василий Бочкарев, Дмитрий Назаров, Сергей Чонишвили, Борис Романов, Леонид Кулагин, Борис Плотников, Елена Харитонова, Дмитрий Филимонов, Андрей Ярославцев, Юрий Васильев, Александр Груздев, Михаил Васьков, Татьяна Матюхова, Александр Феклистов, Ольга Шорохова, Лев Дуров, можно многих перечислять, я даже боюсь кого-нибудь обидеть, не упомянув. Вообще я люблю всех артистов, с которыми постоянно работаю.
Над какими глобальными проектами Вы работаете в настоящий момент, продолжаете ли делать новые радиоспектакли?
Сейчас я заканчиваю «Фауста» Гете — это будет совершенно уникальная постановка: шестнадцать часов звучания, причем вторая часть будет состоять из 69 вокальных и хоровых треков — такого до нас никто не делал. Я затратил на эту постановку уйму денег: сделать первую часть мне помог грант Роспечати, а на вторую денег получить уже не удалось, но для меня закончить работу — это честь мундира. К тому же так получилось, что «Фауста» целиком никто никогда не ставил, только в сокращенном варианте и только первую часть, а для диска или радиосериала такой объем как раз подходит. К примеру, в пьесе 143 персонажа, это если даже считать за один персонаж всех ведьм, эльфов, ангелов и т.д. Представьте, сколько человек задействовано в этой работе. До этого у меня был рекорд, когда я записывал «Мертвые души», тогда над десятичасовым спектаклем работали 49 человек. Новый проект, пожалуй, побьет рекорд, плюс в спектакле использовалась замечательная музыка Шандора Каллоша, которую исполняет в том числе виртуоз виолончелист Сергей Суворов. По радио первая часть уже шла, а всего будет 45 серий, которые выйдут в эфир на «Радио Россия», потом спектакль будет издан на дисках и, конечно, появится на сайте.
Беседовала Ольга Зябко