Фото предоставлено пресс-центром «Вещательной корпорации «Проф-Медиа»
21 июня, долгим концертом с участием Тото Кутуньо и трех десятков российских звезд, один из лидеров нашего FM-диапазона — «Авторадио» отпразднует свое 20-летие. Перед радостным событием с главой радиостанции Юрием Костиным встретился обозреватель «Известий».
— Долгое существование радиостанции обеспечивают конкретные люди, причастные к ее созданию, или удачно найденный формат?
— Думаю, и то, и другое. Некоторые из тех, кто стоял у истоков «Авторадио», по разным причинам проект покинули, а радиостанция сохранилась, поскольку жизнеспособны сама концепция «Авторадио» и его название. Оно всем понятно. Сейчас же за рулем сидят все: артисты, капиталисты, полицейские, чиновники, простые граждане. И «Авторадио» цепляет их на подсознательном уровне. Раз авто, то, наверное, такое радио на одной из «кнопок» автомобильной магнитолы должно присутствовать. Из локальной радиостанции для столичных автомобилистов у нас получилось создать крупнейшую в стране федеральную радиосеть, основную аудиторию которой составляет поколение «восьмидесятников». Поэтому и «Дискотеку 80-х» мы придумали, и такой проект, как «Стройотряд Авторадио», с «бойцами» которого встречался Владимир Путин. Нам верят. Верят, что мы не просто хотим приятное президенту сделать. Говорят, что у «Авторадио» чувствуется «комсомольский задор».
Хорошо помню рассказы Сан Саныча Варина (создатель и первый президент радиостанции, скончавшийся в 2009 году. — «Известия»), как формировалась идея первых программ «Авторадио», как они записывались. Всё делалось с энтузиазмом студенческих капустников и стройотрядов. Я тоже этим занимался. И моя задача была удивлять людей примерно одного со мной возраста, придерживающихся похожей идеологии.
— «Авторадио», видимо, суждено стареть вместе со своей аудиторией. Поколению «дискотеки 80-х» уже по 40–45.
— Наши слушатели, бесспорно, становятся старше. Но от нас зависит, насколько мы сможем «подтянуть» к «Авторадио» тех, кто не принадлежит к «восьмидесятникам». Омолаживать аудиторию нужно. Для коммерческой радиостанции уходить в сторону поколения 50+, тем более 60+ нельзя. Особенно если ты занимаешь позицию одной из трех ведущих радиостанций страны. Вот мы перевели год назад «Дискотеку 80-х» в формат Rock&Dance — и состав публики этого шоу существенно омолодился.
— Сейчас заметен поворот страны к советской эстетике, мышлению, символике. Ты учитываешь это в политике «Авторадио»?
— Ностальгировать — это вообще русская черта. Но она может привести к застою. Тем, кто ностальгирует по советскому времени, стоит напомнить хронику драк за колбасу и прочие «прелести» нашего прошлого. Будучи студентом, я из окна своей московской квартиры на рабочей окраине видел лес, железные «елки», как мы называли опоры высоковольтных линий, и понимал, что это — всё. В перспективе маячила покупка холодильника и, если повезет, когда-нибудь позже получение маленького садово-дачного участка. Тогда во всем царила какая-то жуткая, беспросветная предопределенность. И те, кто ностальгирует о прошлом, думаю, просто грустят о своей молодости, но не о советском строе.
— И все же, насколько ты готов обслуживать идеологические запросы нынешней власти?
— Как гражданин я хочу, чтобы у России было будущее. Для этого у сегодняшней молодежи должно возникнуть осознание своей страны. Возрождение любви к земле и стране, интерес к своим историческим корням, популяризацию имен и биографий наших героев прошлого мы готовы поддерживать. Можно поддержать и серьезную общественную дискуссию с привлечением молодых ребят, тех же рэперов, на тему: кем мы хотим быть? Россия — это сильное государство, империя, нейтральная держава, сырьевой придаток мира или маленькая страна с отделившимися территориями. Чего мы хотим?
— То есть формат «Авторадио» могут дополнить историко-публистические программы?
— Мы развлекательное радио, поэтому вряд ли. Но способствовать ликвидации, грубо говоря, исторической безграмотности я готов.
— В советские годы некоторые западные группы рекомендовалось не «крутить» на массовых мероприятиях. Сейчас тоже есть имена по умолчанию «отлучаемые» от федеральных эфиров. Если тебе поступят рекомендации от, скажем так, твоих кураторов — песни такого-то исполнителя в эфир не ставить — учтешь пожелание?
— Соглашусь только в том случае, если этот исполнитель будет принадлежать к организации или партии, пропагандирующей антиконституционные вещи, например, фашизм, насилие, наркотики. Если же артист просто высказывается не в духе сегодняшнего истеблишмента, пусть его высказывания в этом кругу и оценивают. Но если он интересный, востребованный музыкант — он останется в нашем эфире. Но приказать имеет право акционер. Это его актив.
— Бывало такое?
— Нет.
— 12 июня стартовала большая акция «Авторадио» дарит «Машину» с бесплатными концертами группы «Машина Времени» в шести российских городах. В рамках этого тура вы собираетесь еще и ратовать за безопасность движения?
— Да, меня волнует то, что происходит сейчас на наших дорогах. Езда на красный свет, нарушение скоростного режима, безостановочный проезд пешеходных переходов, «гонки» на городских улицах, — обычное дело. И «Авторадио» вместе с партнером, крупным автопроизводителем, инициировало акцию «за безопасность движения», которую поддержали руководители ГИБДД. Я думаю даже о создании «народной дружины», представители которой в качестве общественных наблюдателей могли бы патрулировать наши автотрассы и помогать сотрудникам автоинспекции. Такой проект можно популяризировать посредством «Авторадио».
— Есть общественная организация ФАР (Федерация автовладельцев России), движение «Синие ведерки», сражающееся с беспределом на отечественных дорогах. Почему бы вам не поддержать их деятельность?
— «Синие ведерки» — очень эксцентричная история. Она вызывает непонимание у части общества. «Ведерки» априори делят всех на своих и чужих. Я так поступать не хочу.
— Ваше популярное трио ведущих, «Мурзилки International», недавно вызвало широкий резонанс с номером-посвящением депутату Яровой. Может, им и дальше развивать такую сатирическую линию, создать цикл подобных номеров?
— Они постоянно это делают, отчего я иногда вздрагиваю — самоцензура у российских главных редакторов, и у меня в том числе, сохраняется всегда. И тут еще вот какая вещь: когда тебя по случаю 20-летия радиостанции поздравляют президент и премьер, выказывая тебе уважение, то как-то неблагодарно и неэтично, условно говоря, на следующий день пинать действующую власть. Я стараюсь не судить строго людей, находящихся на руководящих постах. Я и о себе периодически много чего любопытного, обидного и странного слышу и узнаю.
— «Дискотека 80-х» будет продолжаться?
— Да. Если мы от нее откажемся, тут же придут желающие на наше место. Кроме того, у нас еще есть желание ею заниматься. В этом году основным лейтмотивом «Дискотеки» станет 20-летие «Авторадио», мы привезем несколько по-настоящему больших артистов и надеемся устроить полноценный танцевальный вечер, «отвязный», для удовольствия публики. Такого мы еще не делали.