Пока вы читаете это предложение, в вашем браузере, вероятно, открыто несколько окон, включая электронную почту и окна социальных сетей. Конечно, для журналистов важно быть в курсе событий, но технологии, которые мы используем для сбора информации, приводят к тому, что нам бывает нелегко сосредоточиться на работе.
Что же делать, чтобы организовать свою работу и улучшить способность к концентрации? В книге“Управление вашей ежедневной работой: как установить режим, найти самое важное и отточить ваш творческий ум” собраны советы двадцати художников, писателей и успешных предпринимателей. Вот несколько идей из этой книги и советы о том, как журналисты могут использовать их, чтобы повысить работоспособность и сосредоточенность:
1. Различайте срочное и важное.
Мы живем в эпоху "реактивного" труда, когда наш почтовый ящик и приоритеты других людей устанавливают для нас ритм нашей работы. Поэт и успешный тренер Марк МакГиннесс считает, что мы тратим наши самые творческие часы на решение однообразных задач. Он предлагает следовать правилу "делайте сначала творческую, а только потом рутинную работу".
2. Скажите “нет” тирании электронной почты.
Поведенческий экономист Дэн Ариели считает, что электронная почта часто служит источником соблазна, но время от времени даёт вам то, что вы ищете. Если вы проверяете электронную почту каждые пять минут, вы, вероятно, не находите ничего интересного. Но время от времени почта приносит вам что-то, что вы ищете, и это заставляет вас возвращаться к ней. Хорошая идея - отключить оповещения, сообщающие вам о получении каждого нового письма.
3. Творчески подходите к процессу настраивания себя на работу.
Специальная музыка, любимый напиток или даже использование специального блокнота могут служить "творческим триггером", дающим вашему сознанию сигнал, что пора приниматься за работу.
4. Составьте расписание.
Даже если вы работаете на самого себя, очень важно установить время начала и окончания вашего рабочего дня и организовать различные отрезки времени для выполнения разных задач.
Если написание текстов - одна из таких задач, то писатель Кол Ньюпорт советует выделить часть дня для того, чтобы писать, не отвлекаясь: ни интернета, ни телефона, ничего. Он также советует попробовать OmmWriter – текстовый редактор с минимумом функций, заполняющий экран и позволяющий сосредоточиться только на словах.
5. Не забывайте делать перерывы.
Если вы работаете в офисе, то вы, вероятно, регулярно делаете пятиминутные перерывы, чтобы выпить чашку кофе с коллегами. Тем, кто работает в одиночку, гораздо легче провести часы за компьютером без единого перерыва. Помните, что, в отличие от компьютеров, мы не созданы для интенсивной работы в течение долгого времени, говорит Тони Шварц, основатель The Energy Project. Тратьте несколько минут каждый час, чтобы восстановить энергию и дать своим глазам отдохнуть.
6. Перестаньте пытаться делать много дел сразу.
"Может показаться, что мы суперэффективны, делая два или более дел одновременно, - замечает психолог и писатель Кристиан Джарретт. - Но на самом деле мы просто делаем одно дело, потом еще и еще одно с гораздо меньшим мастерством и качеством, чем если бы мы делали только одно дело за раз."
7. Подумайте, прежде чем зайти в социальную сеть.
Думайте о том, зачем вы открываете Twitter или Facebook, говорит Лори Десчен, основатель Tiny Buddha. Вы заходите в Twitter, потому что вы ищете информацию, или потому, что увиливаете от работы? Вы просматриваете Facebook в поисках источников информации или бездумно рассматриваете фотографии домашнего питомца вашего бывшего одноклассника?
А что помогает вам не отвлекаться и работать более эффективно?
Габриела Манули – редактор испанской версии вебсайта IJNet.