В Латинской Америке существует целый ряд ярких медиакомпаний, освещающих широкий спектр тем: от торговли наркотиками до последних достижений науки. У некоторых из них есть долгая история создания эксклюзивного контента, но сейчас их начинают «поджимать» финансовые реалии по мере того, как становится труднее находить гранты.
В апреле (2013) более 20 представителей латиноамериканских и испанских онлайн-медиакомпаний собрались в Остине (США) на Ибероамериканский коллоквиум по цифровым медиа. Главный вопрос для обсуждения звучал так: каков путь к стабильности?
Как будто бы сам ответ на этот вопрос был недостаточно сложен, на встрече выяснилось что у некоторых интернет-медиакомпаний понимание того, что значит «устойчивость», весьма отличается от других.
Многие из них – такие, как La Nation в Аргентине и O Estado в Бразилии, – входят в боле крупные компании со своими традициями.
Поскольку большинство издержек и значительную часть производства контента покрывает материнская компания, относительно небольшое количество рекламы окупает остальные затраты. Кроме того, широкое присутствие в Интернете способствует продвижению печатного бренда.
Однако существует новое поколение стартапов, которые не имеют финансовой поддержки от материнских компаний, компаний, вдохновленных теми же мотивами, которые были движущей силой таких компаний, как, например, американская национальная группа по журналистике расследований ProPublica и Texas Tribune, а именно: страсть к журналистскому расследованию, неприятие ограничений, которые накладываются на существующие медиа и воодушевленность новыми возможностями, которые открывают цифровые платформы.
Участники встречи в Остине продемонстрировали впечатляющее разнообразие контента, включая сильные материалы по правам человека, как, например колумбийская La Silla Vacia, научным исследованиям (испанская Materia) и искусству (аргентинская Revista Anfibia).
Многие стартапы были результатом смелой инициативы Фонда «Открытое общество» (OSF), начатой больше десяти лет назад. OSF финансировал попытки ряда молодых журналистов по всему миру создать альтернативу традиционным медиа в своих странах, и многие достигли успеха. Plaza Publica в Гватемале и El Faro в Сальвадоре расширили угол зрения на проблемы, которых не хватало местным медиа. Во время недавнего процесса над бывшим гватемальским диктатором Эфраином Риосом Монттом, Plaza Publica напечатала подробное интервью с Аланом Нейрном (Allan Nairn), американским журналистом, занимающимся расследованиями, который был свидетелем военных преступлений, совершенных при Риосе Монтте. А El Faro опубликовало несколько сильных статей о сальвадорских преступных группах и наркотрафике.
В первые десять лет Plaza Publica, El Faro и их партнеры сосредоточились на создании возможностей для журналистики и построении цифровых платформ, в расчете на то, что филантропы обеспечат базовое финансирование. Но теперь почва под ногами зашаталась. Поскольку найти гранты для независимой прессы становится все труднее, все стало предельно ясно: благотворительная помощь может быть целиком и не уйдет, но настало прекрасное время для поиска новых источников дохода. Поиск бизнес-моделей начался.
Неформальное исследование, проведенное среди стартапов, представленных в Остине (многие из них лидеры на своем рынке), показывает, что ни один из них не покрывает операционных расходов без внешних источников поддержки. На раннем этапе большие надежды возлагались на цифровую рекламу, но теперь никто не станет говорить, что одна цифровая реклама сможет поддерживать серьезный журналистский сайт. Она покрывает малую толику расходов на печать и предпочтение по-прежнему оказывается нежурналистским сайтам и мобильным платформам. Более того, рекламодателей часто пугают журналистские расследования, для публикации которых были созданы латиноамериканские инициативы.
Многие цифровые стартапы обходят ограничения, которые ставят международные гранты, и получают дополнительную прямую и непрямую поддержку. Plaza Publica находится в здании Университета им. Рафаэля Ландивара, иезуитского учебного заведения, которое покрывает большинство издержек. У Revista Anfibia подобное соглашение с государственным Университетом Сан Мартин в Аргентине. Чилийский сайт Ciper был запущен с помощью национального медиаконгломерата Copesa. Опыт разных групп говорит, что если стартап запускается и намерен оставаться только новостным, ему придется искать дополнение к благотворительной помощи, сотрудничая с местными институтами.
Все это, конечно, может делаться в комплексе. Однако в результате широкого обсуждения медиаотрасль приходит к выводу, что эпоха новостей как «товара» уходит в прошлое. Старые модели взимания платы за контент через платный доступ в сочетании с рекламой в каких-то компаниях работает, но они скорее обслуживают состоятельную аудиторию, которая готова платить высокую цену за контент и дает привлекательную демографическую статистику для брендов класса люкс. Такой подход имеет мало общего с миссией и аудиторией латиноамериканских стартапов.
Какова же альтернатива «товарной» модели? Появляется все больше признаков того, что независимые онлайн-новости будут превращаться в сервисную индустрию, которая продает цифровые навыки и тренинг и способствует организации сообществ. Собравшиеся в Остине рассказывали, что они проводят ряд экспериментов, чтобы создать новые источники дохода, многие из которых перспективны. С помощью Кевина Дейвиса (Kevin Davis) из компании Investigative Network News эти подходы можно классифицировать следующим образом:
Пока что ни один подход сам по себе не может считаться волшебным решением; скажем снова: это вопрос комбинирования, которое очень зависит от таких местных факторов, как политическая среда, рыночные условия и конкуренция.
Новый рынок заставит интернет-платформы найти свои аудитории, прислушиваться к их обращаться с ними как с сообществом. В случае удачи они смогут поддерживать производство новостей тонко настраивая спектр сервисов в сочетании с рекламой (или вместо нее).
В Чили газета Mi Voz добилась успеха, создавая образовательные центры для обучения цифровым навыкам, а бразильская Observatorio da Imprensa запустила программы тренингов по журналистике.
Только одну организацию в Остине можно было назвать самостоятельной цифровой компанией, и не случайно, что именно она одна ожидает прибыли в обозримом будущем. Это была мексиканская Animal Politico.
Примечательно, что Animal Politico была запущена в 2009 г. как коммерческий проект типа «сначала в цифре», который начинался как новостной сервис в «Твиттере». Его создатель Даниэль Эйлемберг (Daniel Eilemberg) говорит, что он изучил возможность получения благотворительной помощи, но затем отбросил эту идею. С тех пор проект развился в веб-сайт и целый ряд сервисов, включая коммерческие экспертные консультации по цифровой рекламе и акциям.
Это не значит, что сайт «чисто» новостной. Animal Politico включает и развлечения и серьезные политические новости и экспериментирует с формами привлечения аудитории. Проект с самого начала делал упор на социальные сети и привлекает молодежный сегмент через ток-шоу на популярных рок-станциях в Мехико. Они следят за тем, чтобы издержки были низкими и развивают рекламную базу, привлекая молодую городскую аудиторию. Animal Politico очень рано стал экспериментировать с мобильными платформами и рекламой в «Фейсбуке», и в июне 2013 года у них было 476 000 «лайков». Animal Politico сейчас имеет более миллиона уникальных посетителей в месяц и собирается стать рентабельным в течение года.
Animal Politico воспользовался ограниченным характером конкуренции на мексиканском медиарынке, где коррупция, государственный контроль и насилие со стороны преступных группировок душит традиционную журналистику. Но помимо этого он формировался благодаря безжалостному давлению рынка, требующего регулировать комбинации подходов. Для тех, кто изучает преимущества выхода на рынок в качестве рыночного проекта типа «сначала в цифре», Animal Politico является ярким примером теории в действии.