С Романом Шаховым мы общались ровно год назад: он только-только вступил тогда в должность главного редактора. В прошлом году, помнится, его мобильный спокойно лежал на столе, готовый, как пионер, к приему звонков. На этот раз телефон беспрерывно звонил. И, переключенный на тихий режим, то и дело давал хозяину то световые сигналы, то новые СМС-ки.
«Меняется должность — меняется жизнь», — думала я, пока мы беседовали с моим героем о новом сезоне на «Радио Шансон»…
— Роман, в прошлый раз на вопрос: «Что главное в работе главного редактора?», ты мне сказал: «Правильное распределение рабочего времени». И вот прошел год. Будешь сам с собой спорить?
— Пожалуй, нет. Можно еще добавить, что в этой должности очень важно ставить перед людьми совершенно конкретные задачи. А их на «Радио Шансон» в новом сезоне здорово прибавилось.
— Ты инициировал появление множества музыкальных новинок — песен, новых коллективов, новых рубрик. В эфире даже появился зарубежный шансон, которого здесь никогда раньше не было! Это что же — эксперимент или ход, который точно просчитан?
— Это, скорее, эксперимент, успех которого мы хотим теперь точно просчитать. Споры о том, нужно ли вводить западный шансон на радио, которое 13 лет было ориентировано исключительно на отечественные песни, все эти годы не утихали.
Было огромное число профессионалов радио, утверждающих, что это новшество добавит нам новых слушателей, еще больше укрепит наш имидж. Были и те, кто считал, что с введением западного шансона мы потеряем нашу крепкую аудиторию. Вот мы и решили пойти на эксперимент и включить в эфир лучшие образцы западного шансона. Плюс — наш собственный эксклюзив, который мы собрали за все эти годы буквально по крупицам, со всего света. Мы сделали несколько тематических рубрик: «Зарубежный шансон», «Шансон-эксклюзив» и «Классику шансона» и распределили их в утреннем, дневном и вечернем эфире.
Как отнесутся к новшеству сезона наши радиослушатели и какую новую аудиторию мы при этом приобретем, покажут свежие рейтинги. Так что подождем немного.
— В сентябре «Радио Шансон» запустило новую программную сетку. На что была сделана основная ставка в новом сезоне?
— Прежде всего на интерактив и наглядность. В начале сентября в эфире «Радио Шансон» стартовала обновлённая программа «И снова здравствуйте!», она стала вдвое задорней. Теперь у легкой на подъем Ани Кавериной появился соведущий. Зовут его Андрей Каренин. Очень интересный парень, с куражом и хорошим голосом. Андрею 30 лет и за плечами у него богатый опыт работы на радио и телевидении.
— Это формат утреннего шоу, принятого на радио?
— В нашу задачу не входило повторять радийные шоу в их традиционном понимании. В самом слове «шоу», как мне кажется, кроется слишком много «шипучки». Веселья ради веселья. А нам хотелось больше естественности и позитива без истерии. Правильного баланса музыки и информации.
Новая наша программа «И снова здравствуйте!» дает возможность слушателям легко высказывать свое мнение в эфире, о чем-то спрашивать, чем-то делиться, или даже блеснуть своими творческими способностями: например, прислать на утренний эфир стихотворение, частушку. Теперь сами слушатели принимают участие в создании программы. Она интерактивна: там есть розыгрыши подарков, билетов на концерты, новые пластинки, а главное — хорошее настроение.
— В этом сезоне Светлана Казаринова тоже представила в эфире «Радио Шансон» свою новую авторскую программу. Можно подробней?
— Теперь каждую пятницу, с 19 часов до 21 часа, Светлана ведет в вечернем эфире свою новую программу, которая называется «Свет в конце недели». Эта программа плавно переводит слушателей из режима «напряженные рабочие будни» в режим «расслабленные выходные». А помогает ей в этом самый креативный человек нашей станции - острослов Олег Счастливцев.
Легкое, ироничное обсуждение главных и псевдоглавных новостей недели здесь соседствуют с веселыми играми и познавательными рубриками — например, рубрикой «АБЫРВАЛГ» с призывом любить родной язык (которая мне очень импонирует), а также с музыкальными премьерами, народными мнениями по разным вопросам и так далее.
— Ты сказал, что, помимо интерактива, ставка в новом сезоне сделана ещё и на зрелищность. Поясни мысль.
— Мы сделали то, о чем нас очень просили слушатели программы «Живая струна» — установили в эфирной студии видеокамеры, которые передают в интернет качественное изображение всего, что происходит во время программы.
С помощью портала chanson.ru и через социальные сети слушатели задают свои вопросы музыкантам, следят за их реакцией в студии: как быстро артисты находят ответы. Также отмечают, например, в каком пиджаке к нам пожаловал Стас Михайлов или кто теперь на бэк-вокале у Елены Ваенги…
Так что мы действительно стали наглядней и интерактивней в новом сезоне.
— А на каких гостей «Живой струны» вы вообще ориентируетесь? На артистов с событийными новостями (новый концерт или выход нового альбома) или просто на интересных музыкантов?
— Если у артиста планируется новый проект, то ему всегда будет на «Живой Струне» наше welcome. Хочется всегда быть первыми в подаче каких-то интересных музыкальных новостей. Но мы не собираемся отказываться от приглашения в студию и просто интересных коллективов.
— Сейчас многие электронные СМИ делают живые концерты в студии. Взять хоть «Вечернего Урганта» или «Москву-24». Скажи, в чем главная фишка «Радио Шансон» и его «Живой Струны»?
— У Урганта приглашённые музыканты выходят в завершении программы и, как правило, интервью с ними нет. А у нас — и интервью, и общение со слушателем и живой концерт. Три в одном, где все: и артист, и ведущие и зрители — все активные участники программы.
— Как сегодня меняется аудитория станции от утра к позднему вечеру? Что за люди настраиваются на «Радио Шансон»?
— В определённой степени у нас отличаются утренний, дневной, вечерний и ночной сегменты. И под каждый мы делаем что-то свое.
Например, аудитория программы «И снова здравствуйте!» - это, как правило, рабочие и служащие люди, которые в семь-восемь утра как раз собираются на работу, или уже находятся там, желая развлечься и поднять себе настроение: программа-то выходит до 11 часов утра. А вот программу «Темная ночка» слушают поздно ночью другие поклонники жанра — там и шансон пожёстче, и свой темпо-ритм эфира.
Если же говорить о совокупной аудитории, то это россияне в возрасте 25+, достаточно зрелые в жизни, с семейными ценностями, которые четко понимают, что они хотят от жизни. И от нас. Молодежь тоже присутствует в картинке нашей аудитории. Ей, например, очень интересно творчество Сергея Трофимова, Михаила Бублика, Григория Лепса, Елены Ваенги и Стаса Михайлова — новые песни артистов или информация об их предстоящих концертах, которые мы поддерживаем.
— Кстати, о молодежи. Не так давно вышел закон о маркировке продукции, который вызвал в много споров. Маркировка коснулась и песен, и концертов, и радиоформатов. «Радио Шансон» тоже маркировалось - как «12+». Получается, любой школьник, достигший этого возраста, может слушать песни шансона?
— Мы обязаны были соблюсти закон и мы сделали это. К примеру, предстоящий в ноябре музыкальный марафон «ЭЭХХ,Разгуляй!» мы тоже маркировали возрастным ограничением «12+». Но если говорить об этом в чисто-человеческих категориях, то в эфире «Радио Шансон» нет ничего такого, от чего бы стоило охранять наших детей до 12 лет.
Просто, мне кажется, наиболее полно и глубоко песни шансона способен понять человек более зрелого возраста. И поэтому этот вот значок «12+» все-таки имеет значение, именно для понимания глубины шансона. Вряд ли 12-летний подросток поймет, скажем, глубину песен Александра Розанбаума или поэзию Александра Новикова, до которых надо еще дорасти…
Масштаб шансона постигается людьми более взрослыми, которые что-то в жизни уже видели и поняли. Тогда у них и отношение к этим песням правильное, и сами песни цепляют за душу: заставляют человека думать, чувствовать, сопереживать. Вот для таких людей мы сегодня и работаем.
Беседовала Татьяна Феоктистова, гл. редактор интернет-журнала «Время Шансона».