Текущий 2013 год должен стать переломным для российского рынка онлайн-музыки. Общий объем рынка достигнет 8 млн долларов по сравнению с 3,1 млн долларов в 2012-м. Данный показатель включает прямые продажи (более 65% российского рынка музыкального цифрового контента), доходы от рекламы и подписки. По оценкам J’son & Partners Consulting, темпы роста составят 158% и выведут Россию в безусловные лидеры среди быстрорастущих рынков мировой музыкальной индустрии.
Главным событием на российском музыкальном рынке стал запуск магазинаiTunes. Появление такого игрока сильно поменяло ситуацию. В частности, правообладатели стали заинтересованы в продвижении своей музыкальной продукции через сервис Apple.
До открытия iTunes единственным сильным российским игроком на рынке оставался стриминг-сервис «Яндекс.Музыка», который не монетизируется напрямую в web-версии и использует рекламную модель. Многие локальные игроки, такие как Yota Музыка, Fidel, Stream, ушли с рынка, отказавшись развивать данное направление бизнеса.
Свою роль сыграли высокий уровень пиратства, сложности для легальных площадок в области очистки авторских прав, политика крупных правообладателей.
J’son & Partners Consulting прогнозирует, что в 2014–2016 годах рост российского рынка цифрового музыкального контента продолжится, хотя и не такими высокими темпами. В ближайшие два года iTunes заработает более половины всех денег на российском рынке цифрового музыкального контента.
Ожидается, что совокупная доля подписочной и рекламной модели вырастет до 19,7%. Основными драйверами роста рынка станут сервисы iTunes и Google Music, запуск которого на российском рынке ожидается в ближайшее время.
Подписка будет оставаться самым быстрорастущим способом монетизации, именно такую модель J’son & Partners Consulting рассматривает как самую перспективную на российском и на мировом рынках.