В пятницу, 1 ноября, «Первый канал», ВГТРК и «Газпром-Медиа Холдинг» объявили о создании Индустриального комитета по телеизмерениям, СТС Медиа также выразил готовность присоединиться к организации. Комитет выступит единым заказчиком телеизмерений и проведет тендер в 2014 году. Это уже не первая попытка пошатнуть монополию TNS на ТВ-рынке: в 2002 году «Первый канал» создал свою службу измерений и отказался от услуг TNS, в 2000-е ТВ-рынок пытался выбрать официального измерителя – альтернативу TNS, но так и не нашел.
Комитет по телеизмерениям пересмотрит существующую систему телеизмерений и сформирует единый подход к ним, представив техническое задание, на основе которого в 2014 году пройдет открытый конкурс.
Сейчас монополистом на рынке телеизмерений в России является компания TNS, которая меряет аудитории телеканалов по пиплметрам, установленным в 4 тыс домохозяйствах (10 тыс человек) в 76 городах с населением более 100 тыс. На медиарынке неоднократно высказывались претензии в полноте российских телеизмерений.
В 2011 году TNS даже оказалась в центре скандала: тогда студия MDvisionопубликовала видео, в котором рассказала, что пиплметры установлены в неблагополучных семьях, поэтому в телерейтингах лидирует контент специфической тематики – криминал и низкопробные сериалы. Однако рекламодатели и продавцы телерекламы ориентируются именно на данные TNS.
Создание комитета и предстоящий тендер, скорее, направлены на усовершенствование существующей системы измерений TNS, а не на поиск альтернативы, считают опрошенные Sostav.ru эксперты. Представить себе адекватную альтернативу TNS сегодня практически невозможно, так как речь идет о многомиллионных инвестициях в инфраструктуру телеизмерений, уточняет руководитель медиа лаборатории в РИА «Новости» Василий Гатов.
К тому же, компания TNS недавно объявила о расширении своей измерительной панели. С 2014 года она увеличится на 1 тыс домохозяйств (12,5 тыс человеке): размер панели в Москве составит около 2 000 человек, в Санкт-Петербурге – более 800, в Новосибирске, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде – по 440 человек. С 2017 года телеизмерения будут производиться во всех российских городах.
Российский медиарынок уже пытался пересмотреть систему телеизмерений. В 2002 году «Первый канал создал Собственную службу телеизмерений «Первого» (СТИ), после чего отказался от услуг TNS. Долгое время аналитика СТИ использовалась для внутренних нужд канала, а также предоставлялась другим каналам и аналитикам по запросу, в 2012 году был запущен сайт sti-rating.ru, доступный для всех желающих.
В 2003 году состоялся громкий тендер, который провел «Медиа Комитет», учрежденный Минпечати, телеканалами и АКАР. TNS тогда отказалась от участия в непрозрачном, по ее мнению, конкурсе, после чего из «Медиа Комитета» вышли АКАР и большинство телеканалов. Победителем тендера была объявлена итальянская AGB, но «Медиа комитет» так и не смог профинансировать контракт.
В 2010 году Микомсвязи объявило экспертное обсуждение телеизмерений в России и предложило исследовательским компаниям поделиться своими наработками – к дискуссии подключились TNS Russia, GfK-Rus (входит в немецкую группу GfK, которая проводит, в частности, телеизмерения на Украине) и российский «Ромир». Как заявляло ведомство, обсуждение должно стать предварительным этапом тендера, который рано или поздно будет проведен, так как российский ТВ-рынок нуждается в официальном измерителе.