На этой неделе на медиарынке было объявлено о знаковой сделке: холдинг «Газпром-Медиа» покупает своего конкурента – медиакомпанию «ПрофМедиа» (принадлежит «Интерросу» Владимира Потанина). Эта сделка подтвердила тренд консолидации активов на медиарынке в этом году, начатый объединением «Афиши-Рамблер» и SUP Media и укрупнением радиобизнеса Михаила Гуцериева.
«Газпром-Медиа» считает активы «ПрофМедиа» интересными и рассчитывает на синергетический эффект при их объединении со своими медиа, отмечал винтервью Sostav.ru первый заместитель генерального директора «Газпром-Медиа», отвечающий за управление активами холдинга, Владимир Шемякин. Среди причин продажи медиаактивов Потаниным называются как экономические – убыточная «ПрофМедиа», которая в тягость бизнесмену, так и политические.
«Владение медиакомпанией – это владение минным полем. Велик риск «наступить на мину»: причем это может сделать не сам Потанин, а какие-то не всегда даже известные ему люди могут сказать в эфире, написать, показать что-то, что вызовет приступ ненависти в Кремле или Следственном комитете.
Кроме того, если учесть инвестиционные модели Потанина (в смысле «Интерроса»), ему не нужны активы, которые в потенциально большом кризисе», – говорит руководитель медиа лаборатории в РИА «Новости» Василий Гатов.
Напомним, «ПрофМедиа», согласно финансовой отчетности за 2012 за год, является убыточной компанией. В 2012 году холдинг увеличил чистый убыток более чем в 8 раз с 127 млн до 1,1 млрд рублей, но показал рост выручки – на 12% до 15,9 млрд рублей, а рентабельность по EBITDA выросла на 53%, составив 4,1 млрд рублей.
По мнению медиаэксперта, основателя школы эффективного текста «Медиа»Андрея Мирошниченко, консолидация активов не продиктована несостоятельностью или неуспехом «ПрофМедиа» как бизнеса. «Более реальной причиной может быть перераспределение медиаактивов. С одной стороны, это их концентрация в специализированном холдинге, которому, вероятно, поручено собирать медиа и направлять их верной тропой. С другой стороны, это, скорее, освобождение «Интерроса» от активов, которые ему не нужны», – считает г-н Мирошниченко.
Консолидация активов «Газпром-Медиа» и «ПрофМедиа» приведет к появлению конгломерата на медиарынке. Это уже не первое укрупнение медиабизнеса в этом году.
Весной этого года «Афиша-Рамблер» Владимира Потанина и SUP MediaАлександра Мамута стали одной компанией, которой бизнесмены владеют в равных долях. Объединенная компания является крупнейшим по охвату аудитории медиахолдингом Рунета, по оценке Центра исследований РИА Новости.
Разрастается и радиобизнес Михаила Гуцериева. В январе 2013 года структуры бизнесмена купили 75% радиохолдинга Krutoy Media (Love Radio, «Радио Дача», «Такси FM»), причем Гуцериев получил право выкупа остальных 25% акций. По сообщениям СМИ, предприниматель станет владельцем радиостанции «Финам FM» – в начале ноября текущего года инвестхолдинг «Финам» вышел из капиталарадиостанции. Михаилу Гуцериеву также принадлежат «Восток FM» и «Весна FM».
«Что касается конгломератов и укрупнений – это тренд, который убьет эти самые конгломераты. Чем больше и сложнее компания, тем она неповоротливее и тем сильнее по ней бьет кризис.
Увеличение размера и состава активов ведет к росту сложности и росту требований к качеству менеджмента. У нас и так с этим проблема, а для компании размером с «Газпром-Медиа»-«ПрофМедиа» – так и просто неразрешимая», – комментирует Василий Гатов.
По его мнению, выгода, которую получают владельцы конгломератов, лимитирована, так как рынок не станет больше того, какой он есть сегодня. Следовательно, это не покупка стоимости, а инвестиции в долю, которые никуда не ведут, кроме как к кладбищу «сытых» корпораций, добавляет г-н Гатов.