В своей предыдущей заметке я утверждал, что состоявшимся, традиционным редакциям, как правило, проще других принимать репортажи от представителей сообщества и материалы от обыкновенных граждан во время масштабных чрезвычайных событий. В этих условиях редакции часто используют фото и видео материалы, предоставленные гражданами, или даже сами ищут их на Instagram, Vine или Twitter. Профессиональные журналисты или редакторы могут курировать твиты или сообщения в блогах и обобщать опыт граждан. Они могут также обратиться к обществу с просьбой предоставлять материалы от пострадавших или же уточнять поступающую информацию.
Такая входящая информация очень ценна во время кризиса. Гражданские репортажи предоставляют контекст и нюансы, а также более широкий спектр мнений, по сравнению с основными комментаторами и источниками информации. В некоторых случаях гражданский репортер может заострить внимание на тех вопросах, которые государственные должностные лица преуменьшают или упускают из виду.
Однако вне масштабных чрезвычайных ситуаций традиционные редакции нечасто создают условия, способствующие такому взаимодействию. В последней заметке я изложил некоторые из причин, по которым, как я подозреваю, это происходит. Здесь я хотел бы обратить внимание на те способы, с помощью которых редакции могли бы культивировать более эффективное взаимодействие с гражданами.
Возможно, вся журналистика имеет дело с кризисами, будь-то индивидуальные или коллективные, личные, или широкомасштабные чрезвычайные ситуации. Кризис приводит к возникновению убедительных рассказов, и именно повествование является стандартным способом передачи информации журналистами.
Вот лишь один пример: в 2009 году издание HuffingtonPost попыталось провести эксперимент, во время которого журналисты старались узнать, каким образом страховые компании решают, какую претензию удовлетворить, а какую отклонить. Они обратились к читателям и попросили описать свой опыт. После этого журналисты обобщили некоторые из самых интересных историй. По их словам, их целью было поделиться «отдельными рассказами, которые в совокупности могут проиллюстрировать некоторые недостатки и слабые места теперешней системы здравоохранения». Судя по полученным результатам, людям иногда отказывают в выплате страховых сумм при наличии психического заболевания - даже если это заболевание было временным и уже давно в прошлом. Другие отмечали значительные задержки в принятии решений относительно обследований и лечения рака. На мой взгляд, проект иллюстрирует некоторые из наиболее сильных сторон гражданских репортажей. Он также демонстрирует то значение, которое профессиональные репортеры привносят в комбинацию в качестве редакторов, аналитиков и кураторов.
Мы всего лишь поверхностно коснулись того, что граждане могут обеспечить с точки зрения сбора данных. А если бы граждане отправляли текстовое сообщение на специальный номер телефона каждый раз, когда они должны разговаривать со своими страховщиками из-за того, что заключение врача не было правильно оформлено? Или когда пациентам неоднократно отказывали в оказании услуг, которые, по их мнению, входят в их пакет здравоохранения? Подобные обобщенные данные могли бы выявить пробелы, возможно, по географии, по сектору здравоохранения, или по поставщикам услуг. Редакции все больше внимания уделяют сбору данных, поэтому входящая информация от граждан могла бы лидировать в информации о тревожных тенденциях.
Если традиционные редакции хотят найти способы более полного изучения возможностей для регулярного взаимодействия с аудиторией, думаю, им стоит рассмотреть некоторые факторы.
Я уже писал, что люди, естественно будут тяготеть к той платформе, с которой им работать удобнее всего. Это может ставить редакции перед проблемой, так как популярные платформы изменяются, развиваются, а вместе с ними - и цифровые права на использование содержания на этих платформах. Кроме того, журналистам и редакторам, вероятно, придется искать каналы, а не просто предоставлять гражданам разрозненные области, где они могут принимать участие. Новостные редакции должны признать, что просить людей изучить новую платформу - это серьезное препятствие. Если попросить людей присылать сообщения через SMS, Twitter, Facebook или другие распространенные платформы, то это вероятно вызовет более широкое участие, чем при использовании фирменной платформы для комментариев, например. Журналисты и редакторы должны общаться с людьми на сайтах и сервисах, которые используют сами люди. The Economist недавно рассматривал вопрос, связанный с видео в блоге; медиа-редактор Alexandra Suich отмечает, что "люди тратят время на поиски [контента] на YouTube, так почему бы на самом деле не предоставить это на своем новостном сайте?"
Это связано с моей первой мыслью. У разных людей разные предпочтения. Некоторые не против оставлять комментарии к статье на веб-сайте, другие предпочитают относительную конфиденциальность SMS или электронной почты. Третьи могут использовать Twitter или фото-сайты, такие как Flickr или Instagram. Поэтому редакции должны продумывать, какая информация наиболее полезна, а затем — какая платформа (платформы) с наибольшей вероятностью привлечет информацию со стороны аудитории. Если вам нужны только фотографии, найдите несколько сайтов для обмена фотографиями, и дайте людям возможность загружать фотографии или отправлять их по электронной почте. Если вам нужны короткие серии информационных сообщений или данных, Twitter и SMS являются подходящими платформами для этого. Если вы работаете в области, где широкополосный доступ является проблемой, как на огромной территории вокруг Нового Орлеана, вам придется ограничиться только голосовыми сообщениями и SMS.
Как оказалось, люди начинают принимать активное участие - причем в больших масштабах - если они чувствуют, что у них нет возможности оказать влияние на вопрос другими способами. При этом они часто демонстрируют чудеса креативности и фантазии. И если говорить о Новом Орлеане, большой проект, который провела Кэнди Чанг, член научного общества Ted, иллюстрирует мою точку зрения. Что еще более актуально для моей работы в Frontline SMS, этот вопрос постоянно изучает Kubatana Trust в Зимбабве, пытаясь обеспечить доступность права человека и гражданского образования. В нашем блоге можно ознакомиться с тем, как они использовали Frontline SMS для мобилизации и информирования граждан во время избирательной кампании в Зимбабве в 2008 году и после нее. В принципе, если вы думаете, что работаете над вопросом, где люди не имеют других путей для участия в диалоге, подумайте об открытии таких каналов в отделе новостей. Классическими примерами являются система здравоохранения США и вопросы льгот для ветеранов.
Одним из моих любимых примеров гражданской журналистики являются «Истории ледников: письма от полярных исследователей», которые входили в проект «Международный полярный год» 2007-2009 гг. «Истории ледников», которыми управлял научный музей Exploratorium в Сан-Франциско, представили серию докладов некоторых ученых о своей работе - а также об изменениях, которые они обнаружили - в Арктике и Антарктике. Ученые прошли обучение работе с мультимедийными технологиями в PBS, NPR, и San Francisco Chronicle. В этом случае ученые поделились своими знаниями и опытом по вопросу, которым они страстно увлечены.
Аргумент в пользу «ограниченной сети» отличается от общего призыва к общественности, отчасти потому, что развитие подобного проекта предполагает довольно длительные обязательства для определенной группы людей, а также отношений с редакцией или другим юридическим лицом. Используя «ограниченнную сеть», мы обращаемся к конкретной сети людей и просим их предоставить свою информацию на определенную тему.
Появляются также и другие модели создания ограниченных сетей. Джей Розен недавно объявил в своем блоге Press Think, что программа Studio 20 Нью-Йоркского университета будет сотрудничать с Quartz в попытке быстро создавать сети при появлении трендов, тем, заслуживающих освещения в печати, или "маний". Среди прочих идей он предположил, что со временем редакции смогут "задействовать основных авторов для совместного производства, подобно тому, когда успешный блог становится групповым блогом, используя комментарии". Для традиционной редакции ограниченная сеть может выглядеть как курирование гостевого блога сотрудником, работающим совместно с группой экспертов, которые зондируют различные подходы к конкретной проблеме или с призывами к гражданам, заходящим в сенсорные сети, для сбора отдельных видов данных, как в случае недавнего проекта Cicada Tracker WNYC.
Среди всего, что мне нравится на сайте iReport CNN, меня особо привлекают задания, которые они дают читателям. Это помогает структурировать обсуждения и в целом предоставляет редакции несколько типов рассказов, необходимых для формирования целостного освещения. Запрос должен быть как можно более конкретным. "Расскажите о плохой системе здравоохранения" — это не то же самое, что вопрос «Национальный поставщик услуг отказывается предоставить услуги вам или вашим родственникам? Расскажите об этом!". ProPublica недавно применила этот подход, обратившись к читателям с просьбой предосталять материалы для журналистского расследования вопросов стажировок.
Положительные отзывы о содержательном контенте будут стимулировать авторов, его создавших. Это также дает другим понимание того, какая информация наиболее полезна. Кроме того, объединение информации - будь-то частично структурированные данные или ваша оценка большого объема повествований - является ценным активом, имеющим решающее значение для осмысления информации в таких суматошных каналах, как Twitter.
Вот некоторые идеи о том, как вовлечь граждан в обсуждение текущих новостей на постоянной основе. Думаю, что есть и другие факторы, которые могут стимулировать редакции к принятию этого подхода.
В третьем и последнем посте на эту тему я собираюсь изложить несколько новых тенденций в средних и малых новостных изданиях по всему миру, которые, вероятнее всего, будут способствовать появлению более интегрированной, активной культуры создания новостей на основе всеобщего участия.
Тревор Ноблич работает руководителем проекта Frontline SMS, он лауреат премии Knight News Challenge 2011 г. Карьеру Тревор начал в качестве репортера по вопросам федеральной политики в Вашингтоне, округ Колумбия, а затем 5 лет работал как специалист по гуманитарным вопросам. В настоящее время он занимается вопросами на пересечении журналистики, технологий и развивающихся стран. В Frontline SMS он разрабатывает средства, помогающие журналистам и СМИ во всем мире совершенствовать свои способности по сбору, мониторингу и обмену новостями.
Редактура, перевод: Редакторский портал