Этот материал - о состоянии кадрового рынка в СМИ, уровне зарплат и стереотипах, связанных с профессией журналиста - готовился до тектонических изменений на украинском медиарынке: до всех увольнений в Forbes, «Корреспонденте» (оба – UMH). Возможно, сейчас картинка поменяется. Ведь UMH – крупнейшая медиакомпания в Украине, и произошедшие увольнения в ведущих ресурсах холдинга изменят расстановку сил на рынке. Однако данный материал фиксирует состояние кадрового рынка на вчера: что было до увольнений. Сколько зарабатывали. Сколько нам было лет. И правда ли, что журналистика – женская профессия.
«Пищущие» СМИ ищут литературно одаренных экспертов, телевидение – журналистов и филологов
49 украинских ВУЗов ежегодно готовят около 10000 специалистов, бакалавров и магистров по специализации «журналистика», а медиарынок все равно твердит о нехватке квалифицированных кадров. При этом наличие диплома журналиста сегодня не является условием прихода в профессию. Важны способность быстро разобраться в теме, литературный дар, а главное – знания в конкретной области, о которой человек собирается писать. Иными словами, в сравнении с выпускником факультета журналистики о медицине лучше напишет человек с медицинским образованием, а о банках – с финансовым. Поэтому, например, редакции серьезных деловых изданий охотнее берут на работу выпускников экономических и юридических факультетов, чем тех, кто получил профильное образование.
«Чему могут научить на журфаке? В основом, навыкам, которые нужны для работы в печатных СМИ. И для печатных СМИ, к сожалению, далеко не сегодняшнего дня», - считает Татьяна Ефименко, генеральный директор издательского дома UMH. К тому же, по ее мнению, есть личностные качества, которые критичны для профессии, и которым нельзя научить. Если человек по природе своей не любопытен и не понимает, что работа с фактами – особая ответственность, то диплом ему не поможет.
А вот телеканалы охотно принимают на работу выпускников журфака и филологов. «Наши журналисты работают с людьми, их эмоциями, переживаниями, историями. У журналиста с профильным образованием здесь всегда будет преимущество», – говорит Михаил Притула, и.о. директора департамента управления персоналом телеканала СТБ.
На ТВ спросом пользуются сценаристы и журналисты с опытом работы в жанре «реалити». Квалификацию кандидатов, окончивших сценарные курсы, менеджеры оценивают в целом как невысокую, но готовы инвестировать в таланты. «Никакие сценарные курсы не сравнятся с реальной работой на канале и реальным опытом»», – говорит Притула. По его словам, только у них на канале за 3 года численность персонала выросла в 2,5 раза, а вот опытных профессионалов не прибавилось. «Телевидению сейчас нужно больше людей, чем выпускают киевские ВУЗы», – уверен Притула.
Где ищут таланты?
«Процентов 20-30 набираем через сайты, - сообщает Екатерина Шкурина, директор по персоналу ЧАО «Сегодня Мультимедиа», - но чаще бывает, что находим кандидата по рекомендациям, особенно если речь идет о поиске опытных журналистов и редакторов».
За последний год в «Сегодня мультимедиа» чаще всего искали корреспондентов в отдел новостей. Профессиональные навыки журналиста оценивает редактор. «HR-менеджеру остается поговорить с соискателем, чтобы оценить его мотивацию, и сформировать собственное понимание того, впишется ли человек в команду. Насколько он ее усилит, либо, наоборот, создаст потенциальные риски», – оценивает роль HRов в подборе редакционных сотрудников Шкурина.
Телеканал СТБ в поисках талантливой молодежи ездит в регионы: проводит собеседования, презентации в ВУЗах. Посещает ежегодно порядка 10 ВУЗов. Из них 3-4 – Киев, остальное – регионы. «Мы и в Минск ездили», - сообщает Притула.
Журналист вырос в цене?
Руководители и кадровые менеджеры медиакомпаний говорят, что зарплаты в журналистике и медиа могут конкурировать с рынком. И это несмотря на то, что сам рынок медиа переживает далеко не лучшие времена.«Выжили компании, которые понимают, чего они хотят от этого рынка, и которые конкурируют за своего читателя, зрителя, а соответственно - за персонал. Деньги в отрасли есть, и люди вполне могут их заработать», – полагает Екатерина Шкурина.
Уровень зарплат журналистов разный и часто зависит не только от прибыльности издания и квалификации журналиста, но и личных договоренностей: сколько «выбьешь» – столько и получишь. Но HRы единодушны в том, что в отличие от посткризисного 2009-го года за 500 долларов уже мало кто готов работать.
Cтоличные издания могут предлагать на старте 5500 – 6500 грн., а зарплата журналиста со средним опытом сопоставима с зарплатой ведущих специалистов в других отраслях, например, в финансах.
Также как и в других сферах бизнеса, в медиа есть сотрудники, которые зарабатывают мало, которые зарабатывают средне, и те, которые зарабатывают много. По словам Шкуриной, среди тех журналистов, которые претендуют на работу в крупных изданиях, вилка зарплат такова: «Начинающий журналист готов работать за 3-4 тысячи, но при этом есть те, чьи запросы составляют 10 тысяч и выше».
Несколько другую картину показывают данные сайта по трудоустройству rabota.ua. Согласно статистике сайта, за текущий период 2013 г. в регионе Киев было размещено 116 вакансий в области журналистики и 201 резюме кандидатов, ищущих работу в медиа. Предлагаемые работодателями зарплаты в печатных медиа за 3 квартал 2013 г. в среднем находятся в диапазоне 4700-6500 грн. Зарплатные ожидания кандидатов за тот же период – в районе 5000 грн. Уровень предлагаемых и ожидаемых зарплат по всей Украине ниже на 12-15%.
Маркетолог-аналитик OOO «Работа Интернешнл» Ольга Войцехова советует принимать во внимание, что аналитика предлагаемых зарплат построена только на тех данных, которые работодатели открыто заявляют в объявлениях. Определенный процент компаний этого не делает. Так что реальный уровень предложений, по крайней мере по Киеву, вполне может оказаться выше.
«Я не думаю, что это профессия малоимущих, – комментирует Ефименко, – Это профессия, скорее, для людей, которые готовы за нормальные деньги работать ненормированно. Это не офисная работа, когда ты с 8 до 5 посидел, сложил вещи и ушел».
И есть еще один нюанс. Люди, которые работают в медиа, ходят на работу, в том числе, чтобы получать удовольствие. Наверное, работать клерком в банке или прокладывать трубы человек может и без вдохновения, но журналистика без драйва быстро закончится.
По словам Притулы, зарплаты на телевидении выросли за последние 5 лет. Пик роста пришелся на 2008 – 2011 гг. и совпал с бурным ростом отечественного ТВ-производства. «Отраслевые исследования рынка зарплат показывают, что ТВ журналисты получают примерно 8000 грн. – это медиана. Это значит, что есть те, кто получает 4000-5000 и те, кто зарабатывает 10 000-12 000», – говорит Михаил Притула.
Для того чтобы отслеживать тенденции на рынке труда, компания EY проводит ежегодные исследования заработных плат, кадровых политик и практик. Данные исследования позволяют отслеживать динамику заработных плат, изменения в политиках найма/сокращения персонала, политиках начисления и выплаты заработных плат, программах обучения, пересмотр набора льгот, а также других кадровых политик и процедур.
В 2013 году был проведен ряд Обзоров заработных плат и компенсаций для разных отраслей экономики Украины, которые включают данные 182 компаний из более чем 20 различных отраслей, в том числе и телевизионного сектора.
Согласно данным исследования рынка оплаты труда от компании EY за последний год большинство компаний-участниц повысили зарплаты для творческого и вспомогательного персонала на 12% по медиане, а также на 14-15% по медиане для старшего и высшего руководства. 33% компаний уже запланировали такие изменения на следующий период (июль 2013 – июнь 2014).
Хороший журналист с возрастом ценнее?
Менеджеры медиакомпаний не соглашаются с тем, что редакции предпочитают сегодня взамен опытным и знающим себе цену сотрудникам брать более управляемую и «дешевую» молодежь.
«Средний возраст сотрудников редакции «Сегодня Мультимедиа» – 34-35 лет. У нас много молодежи, но хватает и людей постарше. Хороший журналист с возрастом становится только ценнее, ведь он приобретает опыт. В этом году компании 16 лет. Есть сотрудники, которые столько же работают», – рассказывает Шкурина.
При этом в «Сегодня» принимают очень много молодежи 18-20 лет, которую затем «растят». В компании есть пошаговая программа адаптации новых сотрудников. Первичную адаптацию проводит HR и затем передает новичка руководителю, который обязан разбирать каждый полет своего подопечного.
Средний возраст сотрудников издательского дома UMH – 39 лет. При этом руководств о нацелено на привлечение молодежи, считая, что молодые сотрудники – это хороший бизнес- драйвер и гарантия не превратиться в компанию закостенелых резонеров.
На ТВ средний возраст сотрудников в целом по рынку – 37 лет (данные EY). Но есть отличия в зависимости от специфики канала и его проектов. Так на «Интере» средний возраст тележурналистов – около 30 лет, на СТБ – 25-27, а редакторов – 30. К тому же, средний возраст работников медиакомпании не равно среднему возрасту журналистов: по субъективным наблюдениям, как правило, молодость ньюз-румов уравновешивается опытом работы бухгалтерии и транспортного цеха. Однако раздельной статистики медиакомпании не ведут.
Телеканал СТБ объясняет большое количество молодых журналистов спецификой работы. Съемки проходят не на территории канала, а в павильонах Киева и Киевской области. Много командировок, особенно в период кастингов. Чем моложе журналист, тем больше у него готовности ехать в командировки и переносить дискомфорт. Те, кто постарше, готовы к этому меньше, у них другие жизненные приоритеты «Зрелые сотрудники не всегда готовы адаптироваться к специфике работы канала и менять устоявшиеся взгляды А на развивающихся каналах постоянно приходится учиться новому. Это вынужденная мера для каналов брать молодых – потому что их легче и быстрее обучить. Они более гибкие», – говорит Михаил Притула.
Татьяна Ефименко не согласна с тем, что с возрастом журналисты менее гибки и обучаемы: «Да, медиабизнес – это бизнес для энергичных людей. Но я просто по возрасту бы не судила. Это очень индивидуально».
Журналистика – женская профессия. А менеджмент?
Женщин среди журналистов традиционно больше. «У нас на канале процентное соотношение где-то 70/30%, – сообщает Михаил Притула, – и журналистов, и редакторов, и сценаристов, и шеф-редакторов. На руководящие должности мы назначаем лучших представителей профессии, и гендерный фактор здесь ни при чем».
В издательском доме UMH работает порядка 1000 человек. Из них 60% женщин и 40% мужчин. В менеджменте мужчин и женщин примерно 50/50. «Я стараюсь за этим следить, – говорит ТатьянаЕфименко, – потому что в некоторых ИД – там вообще в руководстве одни женщины. И это, на мой взгляд, достаточно большая проблема. Потому что, наверное, как и в любых других отраслях, когда есть комбинация между мужским и женским началом, а особенно, в таких эмоциональных, как медиа, важно чтобы были и те и другие. Если коллектив состоит только из женщин, то это уже не бизнес, а “бабушки на скамеечке”».
В других компаниях, в которые мы обращались за статистикой, нам пока не ответили. Говорят, что не считали. Что не знают. А кто-то полагает, что это персональные данные, защищенные законом. Но, вряд ли кто-то поспорит с тем, что в медиа несмотря на преобладание в профессии женщин, ситуация в целом еще не так гендерно однообразна, как в средней школе, где из мужчин остались только физрук, военрук и трудовик. Ну и, конечно, директор.
Анна Сагайдак