Падает ли влияние Руперта Мердока на медиа-сферу Великобритании с реконфигурацией его империи?
Руперт Мердок (в центре) с сыном Лахланом и его женой Сарой. Фото: Рик Уилкинг / Reuters
Оглядываясь на 2013 год и рассматривая перспективы 2014-го, возникает соблазн сосредоточиться на всех «новинках», которые возникли или вот-вот возникнут. Имеются в виду все эти твиттеры, фейсбуки, базфиды, вайсы, снэпчаты и так далее, чье влияние, вне сомнения, преувеличивается в краткосрочной перспективе и недооценивается в долгосрочной — что традиционно в случае технологий, которые носят трансформирующий характер. Но если посмотреть на средства массовой информации, которые у нас есть - в противоположность тем, которые у нас могли бы быть – то мы увидим, что произошло нечто очень значительное. И хотя «новые» медиа сыграли определенную роль, эпохальные изменения произошли именно в сердце старейшего средства массовой информации Великобритании — прессы. Эпоха Мердока практически закончилась.
Мердок сделал себе имя в качестве радикального аутсайдера, вызывая на бой грозных врагов и бросая вызов общепринятой точке зрения: оскорбив истэблишмент изданием серии мемуаров Кристин Килер (что стало его первой большой сделкой в News of the World, проведенной еще в 1969 году); бросив вызов профсоюзам уоппингских печатников – больше ни один владелец печатного издания не был готов пойти на такой риск - и таким образом увеличив полезный срок коммерческой эксплуатации загнанной в тупик британской прессы (по некоторым оценкам – на целых 20 лет); опровергнув удобный консенсус вещательных компаний о том, что в стране было «лучшее телевидение в мире», запустив для этого канал Sky и превратив его в нынешний коммерческий колосс; сотворив практически из ничего самый популярный ежедневный таблоид Великобритании The Sun, чутко реагируя на общественные настроения заголовками типа «Попался!» и продолжая делать политическую погоду в течение без малого 40 лет. Сейчас публикуются пресс-релизы News UK (преемника News International) о ежегодном концерте рождественских песен компании — на котором присутствовали редакторы Sun, Times и Sunday Times - и о похвальном пожертвовании 1000 фунтов в церковный благотворительный фонд.
Более чем понятно, что это – организация, которая пытается из аутсайдера стать инсайдером, превратиться из парии в «своего», стремясь с помощью корпоративного покровительства обеспечить свое будущее как «сознательная» компания, преисполненная гражданской ответственности. Опять же, заманчиво рассматривать все это просто как следствие катастрофы, вызванной прослушиванием телефонов, которая захлестнула компанию и ее основателя и будет причинять неприятности и в дальнейшем, поскольку череда судебных разбирательств будет тянуться ближайшие два года – а возможно, и дольше. Прослушивание, бесспорно, обострило ситуацию, однако многие крупные и важные заинтересованные лица в построенной Мердоком глобальной мега-корпорации, не говоря уже о новом поколении талантливых и амбициозных руководителей (причем некоторые из них – члены его собственной семьи), уже рассматривали его скорее как помеху, а не как источник помощи для коммерческого будущего этого предприятия. В самом деле, цена акций компании открыто обсуждалась как сделка с «мердоковской скидкой», что отражает контроль семьи Мердока над компанией и неизменную приверженность старика газетам – отрасли, которая в глазах многих акционеров просто устарела.
Даже легендарное владычество империи в британских коридорах власти на самом деле пришло в упадок задолго до телефонного скандала, а Левисон просто открыл все общественности. Почему? Потому что газеты, а особенно The Sun, просто были уже не такими, какими они были когда-то: их измучили деловые проблемы, а их былое влияние практически сошло на нет.
Так что теперь компания разделилась на 21st Century Fox (ТВ, кино и развлечения) — которая уже не обязана финансировать убыточные газеты и которой, хочется надеяться, не угрожает риск инфицирования вирусом лондонских событий. И на издательское подразделение, получившее название News Corp, в результате чего Мердок, похоже, частично потерял прежний контроль над своими газетами. Тем более что в разговорах с журналистами и руководителями The Sun, арестованными полицией — в основном на основе информации, которую передала властям News International в рамках «наведения порядка в доме» после скандала с прослушиванием — были тайно записаны его слова, когда он обвинял своих юристов в том, что они слишком далеко зашли в раскрытии информации.
Последние события в BSkyB также говорят о долгосрочных (и, вероятно, неизбежных) корпоративных преобразованиях, которые оставили Мердоку значительно меньшую степень влияния, чем когда-либо. Как сообщается, он пришел в настоящее бешенство, когда BT перекупила у Sky права на трансляцию игр Лиги чемпионов. Его склонность «ставить все на кон», которая была столь важна в первую очередь для построения бизнеса, вероятно, не очень хорошо вписывается в политику организации, которая уже не полупрофессиональный аутсайдер, а богатый, могущественный участник рынка, которому есть что завоевывать – и есть что терять. В самом деле, далеко не факт, что другие акционеры BSkyB санкционировали бы нокаутирующий, в стиле Мердока, выкуп прав на трансляцию игр Лиги чемпионов.
Ничто из этого нельзя воспринимать как причину для списания со счетов любого из предприятий, построенных Мердоком. Просто какими бы ни были инстинкты основателя, времена для них несомненно и необратимо изменились. Как следствие – два интересных новогодних поворота. Во-первых, теперь заполучить редакторов и руководителей News UK на передачу Radio 4 Media Show, которую я веду, гораздо проще, чем кого-нибудь из руководящих сотрудников BBC - что в определенной мере свидетельствует о новом духе гласности первой. Во-вторых, приверженность Мердока — уникальная в британской прессе — принципу «все или ничего» в отношении платного онлайн-контента вполне могла бы оказаться жизнеспособной составляющей коммерческого будущего газет.