«Я до сих пор в восторге от нашего эксперимента... Это был грандиозный для меня опыт... После марафона я осознал, по какому пути хочу идти», - рассказывает Денис Кубряк о сотрудничестве с «Громадским радио».
Напомним, 1 декабря ГР начало прямоэфирный марафон на волнах «Европы плюс». Именно господин Кубряк был инициатором такого марафона. «В самом начале событий на евромайдане я позвонил хорошему другу Андрею Куликову и сказал, чего хотел бы и как я это вижу. И через 40 минут мы уже вышли в эфир!» - вспоминает он.
Несмотря на угрозы сжечь радиобар, из которого транслировался марафон, Денис Кубряк признается, что осознал всю важность миссии журналистов и хочет продолжить сотрудничество с «Громадским». К таким выводам радиоменеджера подтолкнула ответная связь от слушателей. Сейчас на «Европе плюс» хотят в ближайшие три месяца увеличить информационно-аналитическое вещание, создать тематические программы и развлекательные шоу, будут менять музыкальный репертуар, станут «младше и быстрее».
«Европа плюс» вещает уже почти 20 лет. Восемь из них параллельно с ними работает крупная радиосеть Europa Plus радиогруппы УМХ. После нескольких лет судебных тяжб суд решил, что радиокомпания УМХ не имеет права использовать позывной и название «Европа плюс». Несмотря на это, у ответчика всё равно звучат позывные Europa Plus, только теперь их произносят с небольшим отличием: «Европа плас». «Они 8 лет назад взяли нашу торговую марку. Мы не собираемся менять название, которое зарегистрировал мой отец 20 лет назад... и вложил в нее много сил», - говорит Денис Кубряк, для которого другие отечественные радиостанции скорее коллеги, чем конкуренты...
«Я позвонил хорошему другу Андрею Куликову...
И через 40 минут мы уже вышли в эфир!»
- 1 декабря 2013-го «Европа плюс» совместно с «Громадским радио» начала транслировать в прямом эфире «Евромайдан онлайн». Вещание велось из публичной студии «Радиобар». Марафон закончился. Довольны ли вы сотрудничеством?
- Это был грандиозный для меня опыт, и я действительно рад нашему сотрудничеству. Мы изначально знали, что у некоторых это вызовет негативную реакции. После марафона с «Громадским» я осознал, по какому пути хочу идти. Я понял силу журналистики, хотя никогда не был журналистом, по образованию я философ. Мне кажется, я понял, что людям нужно в первую очередь.
Революция - это начало пути. И всем интересно, что будет дальше. Я хотел бы использовать дальше опыт сотрудничества с «Громадским радио». Хотя то, что мы с ними делали, - это была попытка залечить болезнь. А сейчас наша задача больше не допустить подобного. Мы хотим более активно работать над журналистскими форматами. Например, даже если сейчас правительство резко уйдет в отставку, то у нас нет новых лиц. А чтобы они появились, с ними нужно работать.
- Кто был инициатором вашего сотрудничества?
- Я. Я очень сильно этого хотел, просто не знал, как правильно к этому подойти. В самом начале событий на евромайдане я позвонил хорошему другу Андрею Куликову и сказал, чего хотел бы и как я это вижу. И через 40 минут мы уже вышли в эфир! Тут, на самом деле, я должен отдать должное профессионализму Андрея Куликова. Мое дело было подготовить возможности, а он всё правильно реализовал.
У нас каждый час выходят новости, а теперь мы обязательно добавим объективных информационно-аналитических ток-шоу.
- Вы имеете в виду сбалансированных?
- Нет, на сегодняшний день я не вижу сторон: оппозиция или правительство, все одинаково заангажированы. Сейчас мы будем много усилий уделять новостям, чтобы они были аналитического характера. Для этого нам в первую очередь придется переговорить со многими журналистами. Я думал, что у нас есть много хороших и серьезных журналистов, которые делают хорошие новости. Оказалось, что это сложно, ведь мы хотим, чтобы это было профессионально.
- Какой результат сотрудничества с «Громадским радио»?
- Нам очень много людей писали, звонили. Например, меня очень сильно удивило, что киевский раввин слушал почти все выпуски марафона, о чём он сказал недавно на встрече. За счет ответной связи я и понял, что людям это нужно. Нужны экспертные мнения, разъяснения событий. И еще на сегодняшнем этапе каждому политику, будь-то Янукович или Тимошенко, нужно задавать вопросы. Это даст возможность хорошему человеку доказать, что он хороший человек, а плохому - стать лучше.
- Большинство наших политиков избегают прямых вопросов...
- Это правда, это сущность человека.
- Изменилась ли ваша аудитория после марафона?
- Некоторых это испугало, они воспринимали нас только как развлекательную радиостанцию. Поэтому мы потеряли часть аудитории. Но в то же время мы приобрели значительно больше.
- Планируете и дальше сотрудничать с «Громадским радио»?
- Да. Я не вижу причин, почему этого не делать. Мы встречались с Андреем Куликовым, он тоже рад сотрудничеству. Этот человек на сегодняшний день очень близок. Они должны для начала выработать свой формат на этапе становления. Сейчас они заняты ремонтом, это прекрасно. Мы для себя тоже стараемся определить формат сотрудничества. Я не сторонник программ в записи. Не вижу в этом смысла. Человек на прямом эфире по-другому себя ведет.
- Не были ли попытки давления на ваше радио после трансляции марафона? До «Телекритики» дошла информация, что Нацсовет делал вам замечание?
- Я не могу сказать, что это давление. Нацсовет сделал нам замечание, нам растолковали, что если мы не внесем изменения в формат, то будет предупреждение.
После окончания марафона я разбираюсь с последствиями. Нам угрожали с двух сторон, чтобы мы прекратили марафон. Нам писали сообщения и мейлы, звонили, чтобы мы прекратили вещание. Нам поступали угрозы, что нас собираются сжечь. Мы это пережили. Но я до сих пор в восторге от нашего эксперимента. Таких переживаний у меня, наверное, не было никогда. И я надеюсь, что в мирных условиях мы сможем с «Громадским» сделать что-то подобное. Мы будем очень стараться что-то делать в таком же формате.
- Что вы думаете по поводу того, что в прошлом году в Украине так активно создавалось общественное интернет-вещание?
- Я хотел бы думать, что это уже созревание общественности. Моя позиция отличается от большинства людей. Мне кажется, что хоть и появляются громадские теле- и радиоканалы, они всё равно пока не выполняют ту функцию, которую хотят. А всё дело в том, что у нас нет профессионалов, которые хотят довести это дело до конца. В любом случае у нас «громадское» - это оппозиционное. А на самом деле, мне кажется, общественное должно быть равноудаленное и от власти, и от оппозиции. Человек, который включает телеканал или радио, хочет увидеть объективную оценку, должен понять, что происходит. Это очень сложно. А у наших ведущих телерадиоканалов даже по голосу слышно презрение к тому, о ком они говорят, или же наоборот симпатию к тому или иному политику.
То, что такие каналы у нас появились, - это хороший старт. На сегодняшний день не надо рассчитывать на наше государство, у него вообще нет профессионалов. У нас сейчас каждый второй политик - это строитель или выпускник торгово-экономического вуза. Поэтому у нас на государственной службе нет профессионалов, которые смогут помочь создать общественное телевидение. Не надо их в этом упрекать, пусть они хотя бы в своей песочнице разберутся. Мы сами за себя. Мне кажется, что в Украине достаточно людей, которые смогут это движение продвигать. Развиваются цифровые технологии, не так сложно построить студию и организоваться. Пусть люди сами себе создают общественное радио и телевидение.
- Как вы лично для себя решаете проблему своей гражданской активности и профессиональной деятельности?
- Для меня пример - Андрей Куликов. Он очень опытный медийщик и прав в том, что журналист должен держать нейтралитет. Мне кажется, что когда журналист добавляет свое личное мнение, это уже не журналистика, а его картина, которую он рисует. Таких людей стоит набирать себе в предвыборный штаб. Я нейтрален и стараюсь не влюбляться в то, что вижу. Считаю, что ко всем людям есть вопросы. Реально политика в Украине - это шоу-бизнес. И всё строится на принципе информационного повода, который ты должен сгенерировать по типу: называют кого-то геем, чтобы обратить на него внимание, а дальше оказывается, что он не гей, а просто пошел с сыном в кинотеатр. И вокруг этого ближайшие 10 лет будет строиться политика, шоу-бизнес, бизнес. Я очень холодно отношусь к политике. Я не журналист, и в этом мой иммунитет.
- Откроется ли вновь ваш «Радиобар»?
- Я его закрыл с точки зрения безопасности. По тому адресу, где он был (Шота Руставели, 12) я его точно не открою. Там я его экономически не вытяну. Если открою, то в другом месте. Сейчас веду переговоры по помещению, и если мы договоримся, то в течение месяца открою новый радиобар. Это помещение тоже в центре, но в три раза больше. Это огромная локация, в которой мы предусмотрели два пресс-рума, конференц-румы, ресторанную, барную и клубную часть для отдыха. Очень многие журналисты просили дать им место для проведения интервью. Думаю, у нас всё это будет, и для дружественных СМИ это будет бесплатно.
«Будем работать над увеличением информационно-аналитического вещания,
созданием тематических программ, развлекательных шоу»
- Денис, у вас был многолетний судебный процесс с радиосетью «Европа плюс» радиогруппы УМХ за право использовать название «Европа плюс». Насколько нам известно, он завершился в вашу пользу. Однако «Европа плюс» УМХ до сих пор называет себя Europa Plus, изменив в произношении позывного один звук. Они имеют гораздо большее покрытие, поэтому вас, очевидно, путают с ними. Вы не хотите менять название, чтобы отмежеваться от УМХ?
- Нас не могут путать: нам - 20 лет (исполнится в конце года), а им - 8. Они 8 лет назад взяли нашу торговую марку, после чего мы начали судебный процесс. На протяжении года мы держались, только потом на некоторое время поменяли название на «Европа ФМ», чтобы нас не путали.
На сегодняшний день мы не собираемся менять название, которое зарегистрировал мой отец 20 лет назад. «Европа плюс» - серьезная торговая марка, отец вложил в нее много сил. Мы всегда былирейтинговее, чем они, в Киеве. Плюс у них нет юридического права называться «Европа плюс» или Europa Plus. Но исполнительная служба до сих пор не может выполнить решение суда, никак не может застать на месте руководителя их радиостанции.
- Вы уверены, что аудитория вас не путает?
- Думаю, что не путает, мы абсолютно разные.
- Назовите несколько существенных особенностей, которыми «Европа плюс» отличается от Europa Plus.
- Они пророссийские, используют весь шаблон российской «Европы плюс». Они крайне молодежные, при этом я не уверен, что ориентированы на нашу молодежь. Они ориентированы на более юный возраст, у них значительно больше русскоязычной музыки, чем у нас. Их прямые конкуренты, наверное, «Люкс ФМ», а не мы. У нас аудитория 25+, постарше и побогаче.
- Большой у вас коллектив?
- Да, около 30 человек.
- На чьи средства существует ваше радио? Вы рентабельны?
- Мы рентабельны, сами себя окупаем. Наша радиостанция не дотируется, хотя это далеко не всегда легко, особенно учитывая все эти перепады в нашей стране.
- Вы самостоятельно продаете свое рекламное время или кооперируетесь с большими радиохолдингами либо другими независимыми радиостанциями?
- Сами.
- Кого вы считаете своими конкурентами?
- Никого. Мне нравятся многие радиостанции: «Просто радио», «Гала радио», «Хит ФМ», «Люкс». Мы скорее коллеги, чем конкуренты. У нас всего 30 радиостанций на рынке. Не скажу, что мы дружны с холдингами, потому что у них совсем другая система жизни. Они работают на статистику и там жесткая математика.
- Планируете запускать новые проекты в этом году? Какие?
- Уже запустили аналитически-экономическое шоу «Капиталист», которое построено на анализе макро- и микроэкономики. Мы сейчас его тестируем. Шоу, по-моему, получилось хорошее, все гости раскрывают тему. Тут мы опыт переняли у «Громадского радио».
Дальше мы будем запускать еще медицинское шоу. Возможно, это будет не совсем шоу, а награда вместе с Национальной медицинской премией. Еще обязательно запуститься утреннее шоу.
- Будете ли на новые проекты набирать людей?
- Думаю, да. Вполне возможно, что появятся и новые ведущие. При создании некоторых информационно-аналитических проектов, возможно, мы сначала будем советоваться с ведущими, как лучше сделать программу. Тогда они будут понимать, как вести это шоу. Может, кто-то сможет быть очень лаконичным, быстро задавать вопрос и заставлять гостя быстро на него отвечать, тогда нам легче будет определить хронометраж шоу.
Еще будем менять музыкальный репертуар. Мы были средне- и медленнотемповые, а сейчас хотим стать более быстрыми. То есть наш темпоритм будет быстрее. И станем немного младше.
Ближайшие три месяца мы будем работать над увеличением информационно-аналитического вещания, созданием тематических (экономических, образовательных) программ, развлекательных шоу.
- Когда полностью обновится ваш сайт?
- Думаю, что в ближайший месяц мы уже доработаем всю стратегию, и тогда будем адаптироваться под новую сетку.
- На сайте вашего радио первая рубрика «Благотворительность». Радиостанция «Европа плюс» является коллективным членом МБФ «Украина! Я за тебя», который возглавляет председатель наблюдательного совета - Кубряк Константин Владимирович. Какие проекты были реализованы совместно с фондом?
- По большому счету, «Европа плюс» всегда поддерживает все проекты фонда. Я лично принимал участие во всех больших мероприятиях, мы стараемся помочь во всём, что касается концертной части: артистами, светом, звуком, лотереей, рекламой.
Фото Максима Полищука