Сегодня, 6 марта, Конституционный суд рассмотрит заявление СПЧ и уполномоченного по правам человека Владимира Лукина о необходимости дать четкие формулировки в законе об НКО, который предполагает организациям регистрироваться в качестве иностранного агента, если они получают финансирование из-за рубежа и занимаются политической деятельностью. В частности, правозащитники пожаловались на то, что в законе формулировка «политическая деятельность» довольно размыта и под нее могут попасть многие НКО. Между тем глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин, выступая в Совете Федерации 5 марта, заявил, что международные организации, которые финансируют радикальные силы на Украине, финансируют также и определенные общественные организации на территории России. Как рассказал «Известиям» собеседник в Минюсте, заявления правозащитников и жалобы самих НКО вызваны тем, что ряд общественных организаций боятся проверок Генпрокуратуры и пытаются утаить своих иностранных инвесторов. При этом он подчеркнул, что данные Росфинмониторинга могут привести к распространению действия закона об НКО на образовательные и научные центры.
Так, анализ деятельности отдельных исследовательских центров, научных учреждений и вузов показывает, что она зачастую прямо подпадает под действие закона об иностранных агентах. В связи с этим было бы целесообразно распространить и на них действие данного закона и присваивать им статус иностранного агента. Такие выводы содержатся в докладе, подготовленном Российским центром стратегических исследований и Центром актуальной политики. О нем «Известиям» рассказали директор Российского центра стратегических исследований Леонид Решетников и директор Центра актуальной политики Андрей Татаринов.
— Отдельные исследовательские центры, научные учреждения и вузы получают зарубежное финансирование и ведут политическую деятельность, оказывая влияние на формирование политики и общественного мнения в России точно так же, как и некоммерческие организации. У каждой страны есть свои интересы в отношении России. Очень часто они не совпадают с национально-государственными интересами нашей страны. В мире идет конкуренция, соперничество, борьба за экономические, политические позиции. Для того чтобы заставить страну действовать так, как удобно им, государства-конкуренты влияют на широкие слои населения, в том числе представителей элиты, воздействующих на внутреннюю политику через указанные институты. Чтобы не было противодействия акциям, невыгодным России, — пояснил Леонид Решетников.
Речь не идет о запрете их деятельности, продолжает эксперт. Хотят это делать — пусть делают. Но пусть все знают, что они проводят интересы других государств.
Структуры, о которых идет речь в докладе, финансируются всеми известными Центром Карнеги, Фондом МакАртура и другими организациями, основной капитал которых сформирован Госдепом США. НАТО также участвует в финансировании организаций, которые названы в докладе.
— Вопрос, который мы поднимаем, принципиально важен для сохранения суверенитета и невмешательства сил, заинтересованных в ослаблении страны, во внутреннюю политику. Подобные организации активно работали на Украине, — добавляет Андрей Татаринов.
Среди организаций с наличием всех оснований для присвоения статуса «иностранного агента» названы Московский центр Карнеги (МЦК), который реализует программные установки Государственного департамента США, является ретранслятором политических позиций Вашингтона на российскую аудиторию. Также МЦК служит механизмом обкатки и повышения профессиональной квалификации «в поле» для сотрудников различных ведомств США. Наконец, МЦК является центром разработки, координации, сбора и анализа информации о внутреннем состоянии России, ее внешней и оборонной политике.
Также в списке присутствует Российская ассоциация политической науки (РАПН). На сегодняшний день основным объектом ее воздействия является сфера высшего образования России в части общественных наук. Деятельность направлена на обеспечение монопольного положения самой РАПН как источника мировоззренческих, идеологических и научных концептов для политологии в России, причем исключительно на основе либеральных западных теорий в политической науке.
Отмечен и Центр политических исследований России (ПИР-Центр), одно из важных направлений его деятельности — формирование молодых кадров в области ядерного нераспространения, которое финансируется различными фондами США. Открытая часть (есть закрытая) сайта ПИР-Центра содержит данные о базировании сил ядерного сдерживания России (к примеру, вплоть до названия и базирования кораблей в рамках морской составляющей), боевом составе ракет, стоящих на вооружении, схемы принятия решения о нанесении ядерного удара с обозначением лиц, имеющих право на отдание приказа, а также местонахождения узлов связи РВСН, ВВС и ВМФ, передающих такой приказ в случае начала ядерной войны.
Также авторы указывают на Аналитический центр Юрия Левады («Левада-центр») как механизм для сбора и анализа социологической информации, который, по их мнению, является важным инструментом манипулирования общественным мнением и оказания информационного воздействия на государственный аппарат и политические институты. Выполняет заказы околоправительственных иностранных фондов, результаты которых идут напрямую в иностранные государственные ведомства. Кроме того, «Левада-центр» как негосударственная структура не имеет юридических ограничений для передачи собственных «полевых тетрадей» и информационных баз иностранным заказчикам. При этом эксперты «Левада-центра» постоянно выдвигают тезис о том, что расхождение их данных с итогами выборов означает наличие фальсификаций и подтасовок в ходе самих выборов.
Наконец, в числе организаций, активно пытающихся влиять на внутреннюю политику России, назван фонд «Новая Евразия». В основу его концепции закладывалась та же логика, что и при создании Национального фонда развития демократии: делать то, чем раньше занималось ЦРУ, но публично. «Новая Евразия» наряду с другими подобными организациями решает задачи формирования кадрового резерва для построения либерально-прозападной системы в России и наращивания ресурса западного влияния на обстановку внутри страны. При этом преследуются последовательные системные цели ослабления связей центр–регион, в частности, в рамках программ по «децентрализации», «самоуправления» и «развития территорий».
К другим структурам, получающим финансирование из-за рубежа и занимающимися политической деятельностью, отмечается в докладе, относятся Российская ассоциация международных исследований, Российская экономическая школа и Институт социологии РАН. Все они имеют возможности влияния на отбор в политическую сферу перспективных с точки зрения западных интересов специалистов. Кроме того, в этих организациях выстроен постоянный канал для передачи информации под прикрытием научного сотрудничества.
Как подчеркивает собеседник «Известий» в Минюсте, часть представленных в докладе организаций имеется в списке Росфинмониторинга, про который говорил Чиханчин в Совете Федерации.
Депутат Госдумы от «Единой России» Евгений Федоров рассказал, что он с коллегами прорабатывает законодательное обеспечение возможности признания подобных организаций иностранными агентами.
— Ключевой момент в данном случае — финансирование и участие в политической жизни и деятельности. Если организации существуют на иностранные гранты и при этом активно пытаются влиять на общественное мнение, вмешиваются в политику страны и навязывают точку зрения, удобную нашим стратегическим противникам, то они должны быть признаны иностранными агентами независимо от юридической формы, — уверен парламентарий.
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, напротив, считает введение подобной меры избыточным.
— Наше государство берет иностранные займы под большие проценты. А тут нам дают деньги так, бесплатно. Что в этом плохого? Причем те, кто берет займы под проценты, также участвуют в политике. Поэтому мне сложно понять, в чем разница между финансированием, — недоумевает она.
Правозащитница считает, что действия НКО и других организаций точно так же направлены на развитие страны, но при этом они не несут долговых обязательств.