Гендерное равенство в профессии и роль женщин на радио стали в этом году главной темой отмечаемого 13 февраля по инициативе ООН Всемирного дня радио.
По данным ООН, женщины в медиабизнесе занимают лишь четверть топ-позиций в правлениях мировых СМИ. Ситуация в России чуть лучше. Типичный российский медиаменеджер – мужчина (60 процентов в управлении СМИ). При этом в регионах женщин - топ-менеджеров немного больше, чем в Москве или Санкт-Петербурге, их число составляет 42%, свидетельствуют данные исследований, проведенных РБК. Имеют ли женщины и мужчины одинаковые возможности для самореализации в медиасферах в нашей стране? Существуют ли гендерные стереотипы и цензура в области радио, мешающая профессиональной деятельности? На эти вопросы отвечают наши эксперты и сотрудники российских радиостанций.
Виталий Игнатенко, экс-генеральный директор ИТАР-ТАСС (1999-2012), посол доброй воли ЮНЕСКО :
Я преподаю в двух университетах и вижу на радиофакультете очень много девушек. Радио дает возможность молодым кадрам быстро профессионально развиваться. На написание аналитических статей в газете требуются годы, а вот в радиожурналистике можно рано начать себя реализовывать. Открываются и дальнейшие перспективы. Посмотрите, сколько у нас дам - владелиц радиокомпаний, и они выросли из радиожурналисти! Сотни популярных радиостанций возглавляют девушки. А женщина во главе компании - это совсем другая корпоративная этика. Я считаю, что на радио в России гендерная проблема не существует (из интервью Радио ООН).
Катерина Романова, генеральный директор радиостанций «Весна FM», «Восток FM» и «Финам FM»:
Я не ощущаю гендерного разделения в медиа. С точки зрения "генеральства", может быть потому, что я вполне успешно и стремительно взбираюсь на гору своей личной карьеры, кто знает. Мне было не трудно. Никаких специальных действий. И я не сталкивалась с тем, что именно принадлежность к слабому полу не давала бы возможности женщинам занимать руководящие посты.
Я думаю, здесь главную роль играют компетенция, смелость в принятии решений, качества лидера и, скорее, принадлежность к определенному психотипу: ведущий vs ведомый. Именно это определяет реализацию амбиций человека в топ-менеджменте. И методы работы также зависят от перечисленных пунктов и истинных целей вхождения на руководящий пост.
Субъективно, в текущем времени пол ничего не определяет и среди руководителей, и среди работников. Ведь присутствие в эфире женщины или, наоборот, мужчины, зависит больше от концепции программы и вещания радиостанции. Так, например, на Финам FM и Восток FM эфир ведут в основном мужчины, а на Весне FM - одни женщины. При этом продюсеры программ на радио в абсолютном большинстве женщины. Я знаю нескольких успешных женщин - руководителей СМИ, и они яркие, сильные, и уж точно сидят на своем месте. А если кто и не вступает на позицию лидера, значит, жизненная мудрость говорит ему оставаться в тени для лучшей сохранности.
Лена Батинова, ведущая утреннего шоу на радио «Весна FM»:
Я считаю, что гендерная тема очень актуальна. Давайте проанализируем наш радиорынок, ведение шоу-программ. Всегда действует один и тот же стереотип. Мужчина долает “шоу”, а женщина находится как бы в тени, “на подпевках”. Мы даже обсуждали это с моими студентами в школе радио, где я веду мастер-классы. Это распределение ролей существует и на столичном, и на региональном радио. Кажется, женщину ставят в пару с мужчиной только потому, что это другое видение, другое, чаще полярное мнение, другой тембр. Если утреннее шоу ведут две женщины – это практически провальный проект. Не потому, что так считает руководство, а создается ощущение, что на ситуацию влияет аудитория. Может быть, это связано с тем, что в российском обществе меньше мужчин? Отсюда и коэффициент доверия к ним выше?
Надо также иметь в виду, что у нас патриархальный уклад жизни, исторически так сложилось. А именно, четкое распределение ролей в повседневной жизни, в доме. Если мужчина – глава семьи, то предполагается, что и в карьере за ним закреплена роль лидера. Я помню, несколько лет назад меня удивили результаты одного исследования. Слушателям предлагались отрывки шоу-программ, начитка ведущими подводок к новостям, рекламные ролики. В результате, люди, которые участвовали в эксперименте, предпочли мужскую подачу, мужской тембр. Может быть, это была не самая удачная подборка голосов и, проведи эти исследования сегодня, картина была бы совсем иная?
Так или иначе, я горжусь тем, что мне предоставилась возможность одной работать в эфире, вести утреннюю программу в одиночку, что у меня нет никаких «паровозиков», что я никого не тащу на своих плечах. Вполне возможно, что основная часть моей карьеры пришлась на годы, когда гендерное неравенство было ощутимым, а теперь мы стоим на пороге перемен?
Вячеслав Черепахин, генеральный директор Медиагруппы «Премия», Волгоград, Медиа-менеджер 2013 «За вклад в развитие отрасли»:
Тема гендерного неравенства в отрасли медиа очень актуальна. Женщины, безусловно, находятся в неравном положении с мужчинами. И это здорово. Потому что они имеют преимущество. Все-таки работа на радио – довольно нервное дело. Ежедневно меняющаяся ситуация, постоянные вводные и т.д. А женщины, я убежден, природой больше приспособлены для стрессов и изменений.
В гуманитарных направлениях женщины заведомо в выигрышной позиции в силу своей адаптивности, стрессоустойчивости и понятливости. В техническую часть, конечно, им углубляться не надо. Но вот все, что касается работы с людьми – цены им нет!
Отношение к карьере очень сильно отличается у молодых мужчин и молодых женщин. Для женщин карьера – это реализация себя, в первую очередь, признание и уважение коллег. И не важно, как называется должность. Для мужчин – ко всему прочему еще и возможность покомандовать и называться начальником. Это если упрощенно. Но… Мой опыт показывает, что женщины могут быть более жесткими руководителями, чем мужчины. При этом они более разумно распределяют компетенции и ответственность. Но, по большему счету, я не разделяю руководителей по гендерному принципу.
У нас на радио женщин в два раза больше чем мужчин. И связано это с описанными мною выше причинами. Это и возможность реализовать свои способности, и понимание карьеры как своего развития. У нас нет специальной программы или нормативов – сколько принимать на работу женщин, а сколько мужчин. Все выходит само собой. Вот и получается, что на радио должны работать женщины. А руководить ими – мужчины :)
Полина Фатеева
--------------------------------------------------
Всемирному дню радио – три года. А изобретению скоро 150 лет исполнится!