История русскоязычной общины последней декады двадцатого века, и последовавших за ней 12-ти лет нового тысячелетия, без сомнения была многогранна, насыщена и захватывающе драматична. История «русских» американцев охватывает жизнь множества этнических групп, людей разного достатка и рода деятельности, от программистов и инженеров до мафиози и контрабандистов, от пенсионеров и людей преклонного возраста до молодежи и студентов.
Приблизительно с 1989 года, после произошедших в России перемен, эмиграция в США приобрела массовый характер и оказала значительное влияние на жизнь многих американских городов, графств, а порой и целых штатов. Людям, обладавшим определенными возможностями, наверное, попалась тогда на глаза знаменитая фраза Арча Оболдера: «За каких – нибудь полчаса радио может иметь большую аудиторию, чем Шекспир за всю свю жизнь». Так, попутно, с идеей создания русского телевидения, родилось русское радио. И вот, впервые в Новом Свете, русская речь неудержимо выпорхнула в свободный эфир.
История «русскоязычных» СМИ Большого Яблока насчитывает несколько «русских» радиостанций. Какие-то из них давно закрылись по разным причинам, а другие, - открывшись недавно, продолжают пока существовать.
Самым стабильным и «долгоиграющим» оказалось Davidzon radio, которому 28 февраля исполнилось ровно 8 лет.
А начиналось все в 2005 году, когда талантливый и удачливый бизнесмен Грегори Дэвидзон ввязался в «авантюру под названием русское радио». Риск был огромным: потерять деньги, которых не хватало, подставить под удар успешную компанию телефонных услуг, людей, котрые пошли с ним. Но это еще не все. В случае неуспеха были бы попусту растрачены сотни дней и ночей, при отсутствии отдыха и других благ, которые должны были бы сопутствовать тяжелому труду и множеству напряженных дней и бессонных ночей. Так родилось новое русскоязычное «Дэвидзон Радио».
Согласно статистике, приблизительно 7 человек из 10-ти слушают радио, и примерно 5 из оставшихся 7-ми уверены, что знают, каким должно быть хорошее радио. Я подозреваю, что ни один из «знатоков» даже не догадывается, ценой каких усилий создается радио. Сколько необходимо проделать кропотливого анализа и подсчетов, экспериментов и рискованных акций, упорного труда, нервотрепки и бессонных ночей, чтобы возник «достойный продукт», который люди готовы слушать, и, в то же время, бизнес, способный приносить прибыль. Большая трудность заключается в том, что нельзя использовать опыт российский или американский. Этническое радио живет и работает по другим законам.
Вот лишь один пример: радио-гуру, президент российской вещательной корпорации «Проф-медиа» Владимир Костин сказал, что российский слушатель любит поговорить, выпить и вспомнить былые времена под музыку, поболеть за любимую команду, потравить анекдоты, поругать начальство и т.д. Все это, наверное, правильно, но ни слова о политике! Русскоговорящий американский слушатель экстремально политизирован, и поэтому русское радио в Америке без политических программ нежизнеспособно.
Я думаю, будет нелишне нашим читателям в очень сжатой форме приоткрыть завесу радиокухни. Это позволит на самом общем уровне получить представление о том, какого громадного труда и каких невероятных усилий требуется для создания радио. Итак, знаете ли вы, дорогой читатель, что-либо о радиоязыке? А ведь в прямой эфир то и дело прорываются радиослушатели, требующие от ведущих вещания на литературном русском языке. Вот только несколько правил для радиоведущего, от которых будут шокированы поборники чистоты языка.
Ведущему необходимо применять минимум прилагательных и наречий -только существительные и глаголы. Подлежащее далеко не отделять от сказуемого, чередовать длинные и короткие фразы, использовать короткие предложения и... т. д.
Существует разработанная научно обоснованная методика, где каждая фраза в радиосюжете должна содержать всего 7 слов, максимум 8. Радиожурналист, придерживающийся этой технологии, говорит просто, экономит слова и эфирное время, но главное, его всегда слышит и понимает радиослушатель. Фразы типа «как мы уже вам рассказывали» считаются просчетом ведущего, поскольку «информационная нить» , которую изо дня в день тянет коллектив радио, непрерывна только для самих авторов. Ведущий должен найти способ быстро ввести радиоаудиторию в курс дела. Представляете, сколько усилий необходимо, чтобы выучить человека для работы в эфире? Не меньшими умениями и знаниями должен обладать технический персонал и операторы. И всю эту команду Дэвидзону необходимо было отыскать, или обучить, или, в конце концов, выписать из других стран. Миссия выглядит почти невыполнимой.
Теперь несколько слов о рекламе. Поскольку аудитория русского радио значительно уступает количеству слушателей общенациональных радиостанций, соответственно, небольшие затраты на производство рекламы снижают ее качество в сравнении с крупными медиакомпаниями. Главное, чтобы радио было не только веселым, полезным и интересным, но также нужным рекламодателю. В противном случае многолетняя жизнь этническому радио не грозит (то, что происходило множество раз). К большому сожалению, многих образованных, интеллигентных людей, радио, для выживания в существующей, очень узкой нише, должно предлагать публике то, что желает слушать большинство. При этом вкусы и потребности большинства, к сожалению, могут быть не самыми взыскательными и передовыми.
Единственное русское радио, сумевшее в максимальной степени удерживать на должном уровне эту качающуюся планку, и благодаря этому 8 лет никому не уступать пальму лидерства в русскоязычном эфире – это Радио Дэвидзон. Господин Дэвидзон, обладая необыкновенным бизнес-чутьем и талантом организатора, первым в истории русского радио Нью-Йорка создал группу бизнесов, поддерживаемых радио и поддерживающих радио. Никогда ни одно русскоязычное радио не имело такого политического влияния в США как Радио Дэвидзон. Я по многим вопросам не был согласен с позицией радио, в поддержке тех или иных политических выдвиженцев, но будучи человеком объективным, я не могу не признать полное и безоговорочное лидерство «Радио Дэвидзон» среди русскоязычных медиакомпаний.
Ведь по нормальной логике радио описывает событие, объект и т.д., но ничего не показывает, а потому лишенное изображения, оно должно уступить лидерство телевидению. Однако, правильно функционирующее радио удостаивается внимания даже тех категорий населения, которые мало читают газеты и журналы и редко смотрят телевизор. Все эти факторы последние несколько лет стабильно удерживают «Радио Дэвидзон» в группе приоритетных русскоязычных медиакомпаний, в которых рекламодатель предпочитает размещать рекламу и получает на нее результативный ответ.
Последние годы в Америке произошли события, которые по прошествии некоторого времени кардинальным образом изменят нашу страну. Химическим языком этот период можно назвать ретенционным временем. Говоря обычным языком, между действиями политиков и появлением видимого эффекта от этих действий проходит какое-то время. Бенефиты от этих изменений получит лишь незначительное число людей, и только на первом этапе. В конечном же счете, потеряют все (богатый опыт советской истории). Всем, без исключения, в этот ретенционный период нужно будет внимательно следить за тем, что происходит с финансами, недвижимостью, здравоохранением и другими жизненно важными вопросами, и очень быстро и правильно реагировать на эти вызовы. Отсидеться в «кустах» не удастся никому, как «бедным», так и «богатым». Идеальным источником, где всегда можно будет получать целевую, русскоязычную, свежую и независимую информацию, было и остается «Дэвидзон Радио». Радио, которое своим многолетним трудом и участием в жизни общества, доказало свою состоятельность, жизнестойкость и неоценимую полезность для практически любого русскоговорящего жителя США. «Дэвидзон Радио» становится неоценимым помошником, советчиком и союзником русскоязычных американцев в предстоящие непростые времена американской новейшей истории.
«Были великие радиовремена. Люди слушали радио дни и ночи напролет, боясь пропустить что-нибудь важное. Это был настоящий «век радио», - сказал когда-то американский писатель Уильям Сароян. Американский народ, невзирая на все бесспорные преимущества телевидения, подустал от угнетающего негатива, кровищи, чернухи, стрелялок, взрывалок и одуряющей полицейской и чисто телевизионной политической охмуриловки. Грядет новая радиоэпоха. Главное, умно сориентироваться и развернуть локаторы в правильном направлении.