Минэкономразвития в конце декабря завершило экспертизу приказа Минкомсвязи, утвердившего методику расчета размеров платы операторов связи за использование радиочастотного спектра. В заключении по экспертизе, с которым ознакомились «Известия», отмечается, что подход, закрепленный в действующей методике, затрудняет эффективное использование ограниченного частотного ресурса в России.
По результатам экспертизы, Минэкономразвития выдвинуло предложение, поддержанное операторами связи, изменить принципы оплаты, чтобы оператор платил не за частотное разрешение для каждой базовой станции, передатчика и т.д., а за объем выделенных ему радиочастот. Кроме того, предлагается изменить несколько повышающих коэффициентов, увеличивающих размер оплаты. В случае принятия этого предложения, общий размер платы за частоты всех российских операторов связи, составляющий около 15 млрд рублей в год, может уменьшиться на 13–20%.
Действующая методика расчета платы за радиочастоты утверждена приказом Минкомсвязи в июле 2011 года на основании постановления правительства, установившего весной того же года новый порядок этой оплаты. Согласно этому порядку, за радиочастоты должны платить все пользователи спектра, включая военных и другие силовые и прочие государственные структуры. Они освобождены от оплаты только тех частот, которые предназначены для их исключительного пользования.
Основной принцип, заложенный в методике вычисления оплаты, которую ежегодно должен вносить оператор, состоит в том, что он платит не за всю полосу частот, которую получил от государства, но только за ту ее часть, которая реально им используется. Такой подход выглядит справедливым, однако в ходе экспертизы и обсуждения методики с операторами связи, Минэкономразвития зафиксировало ряд недостатков этой методики.
Во-первых, сейчас плата рассчитывается для каждого радиочастотного устройства, например, базовой станции сотовой связи, которых в сети крупного оператора десятки тысяч. Это создает сложности в подсчете, причем данные операторов не всегда совпадают с данными Роскомнадзора, который отвечает за расчет размера платы. В результате расхождения данных о том, сколько должен заплатить оператор, достигают порой десятков миллионов рублей за квартал, как правило ― не в пользу оператора. При этом оператор, считающий, что он переплачивает за свои частоты, все равно обязан внести требуемую сумму, а уже потом пытаться доказать факт переплаты.
Во-вторых, нынешняя методика расчета платы содержит в себе несколько коэффициентов, которые увеличивают или уменьшают ее базовый размер в зависимости от разных обстоятельств, например ― расположения базовой станции в крупном городе или в сельской местности; вида связи, для которого используются частоты; численности населения на территории, где работает оператор, и других. В ходе обсуждения операторы высказали критику в отношении размеров некоторых из этих коэффициентов, например, понижающего коэффициента оплаты для Москвы и других больших городов. Не согласны операторы и с тем, что за использование ими частот, отнесенных к категории правительственного назначения, они платят в полтора раза больше, чем за использование такого же объема частот других категорий.
Однако главный недостаток действующей методики, по мнению Минэкономразвития и операторов, основной ее принцип ― взимание платы за частотное назначение отдельно для каждого из сотен тысяч радиоэлектронных средств оператора, а не за общий объем выделенных ему частот. Такой подход очень осложняет администрирование частотного ресурса добросовестными операторами, зато создает комфортное положение так называемых «бумажных операторов», которые получили частоты, но не используют их, держа в резерве с целью возможной перепродажи или дожидаясь более выгодных рыночных условий для запуска сетей. Такие операторы, не имея действующих радиоэлектронных средств, ничего не платят за свои частоты, хотя их ресурс может быть сопоставим с частотным ресурсом активно работающих и платящих за частоты операторов.
В целом в заключении Минэкономразвития делается вывод, что подход, закрепленный в действующей сейчас методике, не стимулирует сотовых операторов к улучшению качества связи за счет расширения радиопокрытия и емкости сети, поскольку это увеличивает количество используемых базовых станций и приводит к повышению платы за частоты, хотя их общий фактический объем у оператора при этом не изменяется.
Новый подход, как считает Минэкономразвития и операторы, должен строиться на принципе «больше частот ― больше плата за них», независимо от того, сколько базовых станций работает у оператора.
Президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский говорит, что такой подход будет выгоден для всех реально работающих операторов ― как для «большой тройки», так и для ее менее крупных коллег, как Tele2, «СМАРТС», операторы «Ростелекома». Прежде всего, для них значительно облегчится работа по управлению радиочастотным спектром, а вычисление размера оплаты за него станет более прозрачным. Кроме того, работающие операторы смогут уменьшить свои расходы за пользование частотами.
— Если будет принят новый принцип оплаты, снижение расходов на использование частот у больших сотовых операторов уменьшится до 10%, а у менее крупных региональных ― на 20–30%, — считает Домбровский.
Учитывая, что суммарно все операторы платят за частоты около 15 млрд рублей в год, из которых около 12 млрд приходится на большую тройку ― МТС, «ВымпелКом» («Билайн») и «МегаФон», то, исходя из оценки Домбровского, совокупная ежегодная экономия «большой тройки» на частотах составит до 1,2 млрд рублей, а остальных операторов ― 0,6–1 млрд рублей.
По результатам проведенной экспертизы, Минэкономразвития сделало заключение, что в действующую методику расчета платы следует внести изменения для устранения выявленных недостатков. В департаменте оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития пояснили «Известиям», что представление будет подготовлено и направлено в Минюст в ближайшее время. Одновременно в Минюст будут представлены предложения по срокам устранения имеющихся замечаний к методике. По ранее проведенным экспертизам такие сроки обычно составляют три месяца. Таким образом, Минкомсвязи могут обязать уже этой весной завершить разработку новой методики расчета оплаты радиочастот.
В свою очередь, в Минкомсвязи сказали, что там знакомы с заключением Минэкономразвития по методике оплаты частот. Ведомство в настоящее время работает над этим вопросом и в целом использует логику, содержащуюся в предложениях Минэкономразвития. Однако предлагаемый подход будет учтен в проекте новой редакции закона «О связи», которую Минкомсвязи планирует подготовить для направления в правительство летом.