Один из пионеров музыкального вещания в интернете социальный сервис Last.FM сообщил о прекращении работы в России и еще девяти странах.
Как компания сообщает на своем сайте, с 15 января 2013 г. Last.FM продолжит работу с ограниченным числом стран: в США, Великобритании и Германии прослушивание музыки будет по-прежнему бесплатным; в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии и Бразилии интернет-радио будет, как и прежде, доступно по платной подписке, в то время как «в остальных странах» предоставление потокового вещания будет прекращено в том числе и для платных подписчиков сервиса.
Известно, что в число стран, где Last.FM до сих пор работал официально, и с которыми он прекратит работать 15 января 2013 г., входят Россия, Испания, Франция, Италия, Япония, Польша, Португалия, Швеция, Турция и Китай.Платные пользователи из этих стран могут отказаться от подписки либо получить доступ к возможности просмотра сайта Last.FM без рекламы и к другой функциональности, которая появится в перспективе.
Причиной своего демарша Last.FM в опубликованном сообщении называет «лицензионные ограничения» и надеется «расширить аудиторию радио в будущем», когда для этого найдутся «экономически целесообразные способы».
Last.FM к моменту публикации этого материала не ответил на вопросы CNews.Сервис Last.FM, созданный в 2002 г. не был первым стриминговым музыкальным сервисом, однако, стал одним из первых в Сети порталов, соединивших функциональность соцсети, интернет-радио и рекомендательного сервиса. Отдельной особенностью Last.FM стал «скробблинг» - возможность передачи в сервис информации о музыке, прослушиваемой на плеере или ПК для последующего формирования списка рекомендаций.
Интернет-эксперт Антон Носик полагает, что в список «третьих стран» Last.FM попали те, в которых лицензионные выплаты за музыкальное вещание не окупаются выручкой от платных пользователей.
Антон Носик вспоминает, что в 2007 г. (во времена его работы в ЖЖ, с которым Last.FM имел совместные проекты) число российских пользователей Last.FM исчислялось сотнями тысяч, однако платных подписчиков из них были «какие-то отдельные сотни».
Если говорить об учредителях сервиса, «которые вообще-то в свое время продавали квартиры, чтобы сделать Last.FM», - замечает эксперт, - «то для них хорошим выходом из бизнеса стала его продажа CBS за удивительные $280 млн». Однако, очевидно, сейчас перед новым владельцем возникла задача снизить затраты.К той же версии склоняется и Techchrunch. Издание замечает, что в заявлении о прекращении вещания Last.FM обошлось без цифр, но признаком курса на сокращение затрат, взятого его руководством, может служить переезд лондонского офиса компании из района Shoreditch в менее престижный Southwark.
Носик полагает, что у Last.FM никогда не было четкой бизнес-стратегии: можно вспомнить, что при запуске Last.FM в 2002 г. функция стримингового вещания была платной, потом сервис эту плату отменил, в 2009 г. снова ввел, а единой бизнес-стратегии за все это время не появилось.
У множества американских и европейских стриминговых сервисов - Pandora, Spotify, Netflix и у других, бизнес-стратегия, существует, но и у них есть проблемы, связанные с лицензионными отчислениями. Так, недавно появлялись сообщения, что и Pandora тоже теряет деньги на лицензиях.
Носик полагает, что официальный уход из России вряд ли скажется на рынке отечественного музыкального потокового вещания: по сравнению с «Вконтакте» и «с тем, чем хочет стать «Яндекс.Музыка»», Last.FM незаметен.
С другой стороны, говорит эксперт, Last.FM в России слушают продвинутые интернет-пользователи, которые либо уже сейчас зарегистрированы как подписчики «не из России», либо, если захотят оставаться с сервисом и впредь, зарегистрируются в качестве американских пользователей в ближайшее время.