В отличие от телевидения, которое скоро станет в стране исключительно цифровым, радио продолжит вещать по старинке.
Денег на модернизацию своих сетей у государства пока нет, а коммерческие вещатели не хотят менять свою систему работы. Ведь если переделывать FM-радио, то нужно переделывать и автомобили. Именно автомобилисты – это его основная аудитория.
Государственные программы окажутся в меньшинстве
Как сообщил «Комментариям» заместитель директора по вопросам развития сетей радиовещания Национальной радиокомпании Украины Валерий Юрченко, в проекте бюджета на следующий год будет заложено только 40 млн грн. на закупку новых передатчиков, поддерживающих цифровой радиоэфир. В то же время глава Госкомтелерадио Александр Курдинович все-таки надеется, что в бюджет будет заложено на 30 млн больше. Финальное слово скажет Минфин. По словам Юрченко, он пока не настроен давать больше.
Отметим, что развитие вещания государственных радиостанций на средних волнах (AM) в этом году было заморожено. Причина проста - в бюджете так и не нашлось денег на модернизацию сетей, которые были построены во времена Советского союза.
В начале этого года планы государства в этой сфере были амбициозными.
Правительство тогда размышляло над созданием альтернативы проводному радио. для этих целей планировалось выделить в течение года дополнительных 70 млн грн на закупку новых AM-передатчиков, которые должны были обеспечить трансляцию дух программ Нацрадио по всей стране. Но в итоге средств в этом году хватило только на поддержания AM-вещания на старом оборудовании.
Валерий Юрченко вчера отметил, что запланированных средств в следующем году (40 млн грн) хватит только на модернизацию сети исключительно для «первой кнопки» (состоит из информационно-музыкальных блоков, информационных программ о событиях в Украине и за рубежом, передач на общественно-политические, социально-экономические темы, литературно -художественных программ,передач для детей и юношества). И то это произойдет, если депутаты поддержат в проекте бюджета этот пункт.
«Третья кнопка» (Радио «Культура») переводиться на новые передатчики, как это планировалось в начале года, пока не будет.
Промедление с модернизацией сетей может привести к тому, что население скоро останется без государственных радио программ. Сеть проводного радио быстро «тает». «Комментарии» писали в понедельник в прогнозе исчезновения устаревших услуг связи, что в стране осталось всего 2,06 млн радиоточек (а в 1991 году их было 19 млн). При среднем темпе вымирания «брехунцов» в 0,5 млн в год, в 2016 году их вообще не останется. Если к этому времени не будет налажено вещание в эфире, то Украина может забыть о национальном радио. Кроме того, будет полностью разрушена старая система оповещения населения о ЧП.
Коммерческое радио останется в FM
Даже если в следующем году будет построена первая новая общенациональная радиосеть, она по-прежнему будет вещать в аналоговом формате. Александр Курдинович объясняет, что у населения пока нет на руках цифровых радиоприемников, да и стоят они дорого ($30-40). «Сейчас слушать в Украине «цифру» смогут разве что заезжие дальнобойщики, фуры которых имеют соответствующее приемное оборудование. В то время как в России и Индии реализуются масштабные программы по переводу на «цифру» государственных программ», - сетует глава Госкомтелерадио.
В Украине новыми цифровыми приемниками, по словам Курдиновича, государство обеспечивать население не собирается (по аналогии с закупкой цифровых телеприемников для льготников, как происходит в текущем году).
Курдинович отмечает, что цифровизации радио-рынка не поддерживают, прежде всего, коммерческие вещатели, на которых приходится до 90% аудитории страны. «Они вещают на FM-частотах в аналоге и не хотели бы пускать на рынок новых игроков (что неминуемо с внедрением «цифры»). Ведь тогда их доходы еще больше размоются», - заявляет глава Госкомтелерадио.
В то же время радийщики придерживаются другой точки зрения. «Львиная доля нашей аудитории – это люди, которые едут в с утра на работу в автомобиле. Мы не хотим потерять свой рынок. Кто будет вставлять свою машину новый дорогой радио-рессивер, если она, например, находится на гарантийном обслуживании у продавца? В Америке это пытались делать централизованно. Крупные автомобильные концерны одно время встраивали цифровые приемники в автомобили. Но это увеличивало его стоимость примерно на $200», - заявляет член правления радиогуппы «Тавр Медиа» Сергей Кузин.
Стоит отметить, что миллиардные госинвестиции в США а развитие цифрового радио все равно не спасли проектм. Поэтому об Украине в данном контексте и говорить не стоит. FM-вещание еще долго будет работать в том виде, котором оно есть сейчас.