Фонд независимого радиовещания пригласил представителей сервиса «Коммерсантъ КАРТОТЕКА» и спецкора «РБК» Ивана Голунова рассказать, чем полезны журналисту платные базы данных. Вебинар собрал 29 человек.
К сожалению, в последний момент серьезные обстоятельства не позволили Ивану Голунову вести занятие. Но представители сервиса, который почти 20 лет агрегирует информацию об участниках российского бизнеса, рассказали и показали, как пользоваться их базой.
В принципе, коммерческие информационно-аналитические сервисы берут данные, в основном, из открытых источников. То есть журналист и сам может найти практически все, в первую очередь — на сайтах госорганов. «Но даже на официальных сайтах мы можем получить информацию, которая не является достоверной», — предостерегает заместитель генерального директора «КоммерсантЪ КАРТОТЕКА» Эдуард Махноносов.
«Наш сервис может пригодиться в различных расследованиях: криминальных, экономических и других»
Он показывает скриншот с сайта Федеральной службы судебных приставов, где черным по белому написано: на Махноносове долг — неоплаченный штраф за административное нарушение. «На самом деле это неправда, — говорит Махноносов. — Мы проверяем информацию в других источниках, прежде чем выложить ее у себя. Таким образом наши пользователи получают более чистые данные, чем могут найти сами сразу».
Часто журналисту для получения ответа на свои вопросы приходится перелопатить много разных источников, сопоставляя полученные данные. Платные сервисы выдают информацию сразу из нескольких баз.
«Некоторой информации — например, о залогодателях — в открытых источниках нет, — рассказывает Махноносов. — Я вбиваю в нашем разделе «Информация о залогах» слово «колбаса», и нам выпадают 2 ссылки про одного и того же человека с такой фамилией, у которого один и тот же автомобиль оказался в залоге у двух банков в один временной промежуток. Это заставляет задуматься, были ли его действия правомерными».
Что только ни становится объектом залога: куры, коровы, дорогие игрушки.
Кроме информации, платные сервисы дают ее анализ с табличками и инфографикой, которую можно использовать в СМИ. «Чаще всего журналисты пользуются нашим сервисом для справочной информации об участниках российского бизнеса, — говорит Марина Пронина из отдела PR и GR «Коммерсантъ КАРТОТЕКИ». — Но также наш сервис может пригодиться в различных расследованиях: криминальных, экономических и других. Мы, например, показываем связь организаций с разными людьми: не только с действующими руководителями и учредителями, но также с бывшими».
Здесь можно почерпнуть и другие удивительные знания о жизни. Так, поиск в разделе «Информация о залогах» покажет, что только ни становится объектом залога: куры, коровы и даже игрушки.
Такие сервисы часто предоставляют журналистам специальные условия, включая бесплатный доступ.
Подробности на эту и другие темы вы можете узнать, участвуя в вебинарах ФНР.