Кроме того, комиссия утвердит форму отчета, который телеизмеритель будет обязан ежегодно предоставлять в Роскомнадзор, говорит Ампелонский.
С сентября 2017 г. измерять аудиторию российских телеканалов будет компания, прошедшая госаккредитацию в Роскомнадзоре, гласят поправки в законы о СМИ и о рекламе, внесенные в июне этого года депутатом Андреем Луговым. Согласно этим поправкам аккредитованный телеизмеритель должен быть преимущественно российской компанией – иностранцы смогут владеть в ней не более чем 20% акций или долей. Уже следующей осенью рекламодатели и агентства для размещения роликов в эфире должны будут пользоваться только данными аккредитованного государством телеизмерителя. С выбором такого измерителя Роскомнадзор должен определиться к январю 2017 г.
Кто войдет в комиссиюВ комиссию войдут руководитель Роскомнадзора Александр Жаров, гендиректор ВГТРК Олег Добродеев, президент Ассоциации коммуникационных агентств России Алексей Ковылов, гендиректор «СТС медиа» Вячеслав Муругов, гендиректор Национальной медиа-группы Ольга Паскина, гендиректор ассоциации «Индустриальный комитет по телеизмерениям» Сергей Петров, гендиректор компании «Национальный рекламный альянс» Оганес Соболев, президент Медиа-коммуникационного союза Павел Степанов, гендиректор «Газпром-медиа» Дмитрий Чернышенко, гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст, председатель совета директоров НП «Русбренд» Давид Якобашвили.
В течение предыдущих 20 лет ТВ-аудиторию в России измеряла компания TNS. Счетчики аудитории (пиплметры) этой компании установлены в 5400 домохозяйствах в городах c населением более 100 000 человек. Зарабатывает TNS на платной рассылке данных самим телеканалам, рекламным агентствам и рекламодателям.
Однако 100% TNS до недавнего времени принадлежало иностранцам – Kantar Media, входящей в британский медиахолдинг WPP. Депутат Луговой объяснял, что нехорошо, если западная компания монопольно определяет предпочтения российских зрителей. В результате WPP был вынужден продать контрольный пакет TNS подконтрольному государству ВЦИОМу.
После того как TNS перешла под контроль государства, смысла в процедуре отбора нет, поскольку и альтернативы для выбора измерителя тоже нет: понятно, что это будет TNS, говорит человек, знакомый с членами комиссии по телеизмерениям. Условия выбора телеизмерителя уже написаны, в них нет ничего экзотического – например, выбранная компания должна иметь опыт телеизмерений в России и определенное количество сотрудников. Но поскольку победитель уже понятен, процедура отбора – чистая формальность, считает собеседник «Ведомостей».
Рейтинги TNS – общепризнанная валюта рынка, именно они используются при продаже рекламы на телеканалах. Однако не все телекомпании были довольны методикой измерения этой компании. Например, «Первый канал» считает методику TNS устаревшей и давно не пользуется услугами этого измерителя (правда, селлер канала Vi продает рекламу в его эфире на базе рейтингов TNS).